Пасха — праздник, посвящённый воскресению Иисуса из мёртвых, описанное в Новом Завете как произошедшее на третий день его захоронения после распятия римлянами на Голгофе. Это кульминация Страстей Иисуса, которым предшествует Великий сорокадневный пост, молитва и покаяние.

Большинство христиан называют неделю перед Пасхой «Страстной» — это содержит Триденствия, включая Великий четверг, в память о Тайной вечере, а также в Страстную пятницу, в напоминающую о распятии и смерти Иисуса.

В Западном Христианстве, празднование начинается и заканчивается воскресенье, а длится семь недель, до прихода Пятидесятницы. В восточном же христианстве, завершается через сорок дней в Вознесение.

Воскресение Иисуса и праздники, связанные с ним, не имеют фиксированной даты в григорианских или юлианских календарях, а следуют только циклу солнца. Никейский собором (325) установлено праздновать Пасху в воскресенье после первого полнолуния, которое наступало вслед за весенним равноденствием (21 марта).
Праздник связан с еврейской ПасхойПраздник связан с еврейской Пасхой, большей частью её символики, а также положением в календаре. На большинстве европейских языках название праздника возникло от латинского слова Pascha (переход), на английском — Easter, от имени древнегерманской богини весны. Обычаи различаются в христианском мире и включают особое праздничное приветствие, крашеные яйца как знак пустой гробницы. Лилиями — символом воскресения — традиционно декорируют церкви в этот день. Дополнительные обычаи, связанные с праздником, соблюдаются как христианами, так и некоторыми, кто не принадлежит к вере. Они включают охоту на яйца, Пасхального кролик и парады. Существуют также различные традиционные продукты, которые варьируются в региональном масштабе.

Этимология

Английский термин Easter, родственный с современным голландским оостером и немецким Остерном, развился из древнеанглийской формы слова Ēastrun или как Ēastru. Наиболее широко распространённая теория о происхождении этого термина является то, что оно происходит от названия древней богини, упомянутой в VII—VIII веках английским монахом Беде. Он писал, что Ēosturmōnaþ был месяцем, соответствующим апрелю, в котором чествовали богиню Ēostre.
В латинском и греческом языках, христианский праздник до сих пор, называется Пасхой (Πάσχα), слово появилось от арамейского פסחא родственного ивриту פֶּסַח (Песах). Первоначально так обозначали фестиваль, в честь Исхода евреев из рабства в Египте. Ещё в 50-е годы первого века Павел, писал из Ефеса христианам в Коринфе, что применил этот термин ко Христу. В большинстве стран, не говорящих по-английски, праздник известен под названием, происходящим от греческого и латинского слова Pascha.

Это термин, благодаря которому Иисус запомнился в Православной Церкви, особенно в связи с его восстанием из мёртвых.

Богословское значение

Богословское значениеВ Новом Завете говорится, что воскресение Иисуса, которое празднует Пасха, является основой христианской веры. Оно установило Христа как могущественного Сына Божьего и цитируется как доказательство, что Бог будет судить мир по праведности. Для тех, кто верит в гибель и воскресение Иисуса, «смерть поглощена победой». Любой человек, который хочет следовать за Христом, получает «новое рождение живой надежды через воскресение Сына Божьего из мёртвых». Через веру те, кто следует за Иисусом духовно восстают с ним, чтобы принять новый образ жизни и получить вечное спасение.
Пасха связана с Исходом из Египта, записанным в Ветхом Завете через Тайную Вечерю, страдания и распятие Христа, предшествовавшие воскресению. Иисус дал Пасхальной еде новое значение. Так, во время Тайной Вечери приготовил своих учеников и себя к собственной смерти. Он определил мацу и чашу вина, как скоро его тело будет принесено в жертву, и его кровь пролита. Павел заявляет: «Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо Христос, наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание». Это относится к призыву избавиться от грехов и гордыни.
Одно из толкований Евангелия от Иоанна состоит в том, что Иисус, как агнец, был распят примерно в то же самое время, когда в храме во второй половине дня Нисана убили пасхальных ягнят. В библейских инструкциях указывается, что это случится «между двумя вечерами», то есть в сумерках. Однако заклание произошло в середине дня. «Они жертвуют с девятого по одиннадцатый час» (Иосиф Флавий, еврейская война 6.10.1 / 42).
Однако эта интерпретация несовместима с хронологией в синоптических евангелиях. Они предполагают, что текст в буквальном переводе в Иоанне 19:14 относится к Нисану 14и не к Йом Шиши (пятница, День подготовки к субботе) и желание жрецов быть ритуально чистыми, чтобы «съесть пасху», относится к еде агнца, а не к публичным жертвоприношениям, сделанным в дни опресноков.

 В ранней церкви

Еврейские христиане Еврейские христиане первые отпраздновали воскресение Иисуса и приурочили соблюдение в отношении Пасхи.
Прямые свидетельства для практически полностью сформированного главного христианского праздника начинают появляться в середине II века. Возможно, самый ранний сохранившийся первичный источник, относящийся к Воскресению Иисуса — это проповедь середины II века, приписываемая Мелито Сардису, которая характеризует праздник как устоявшийся. Доказательства, что появились другие виды ежегодного христианского торжества, посвящённого памяти мучеников, начинают появляться вместе со свидетельствами о праздновании Пасхи.

Хотя эти дни отмечались в фиксированные числа в солнечном календаре, дата Воскресения была зафиксирована с помощью местного еврейского лунисолярногокалендаря.

Церковный историк Сократ Схоластик связывает соблюдение праздника церковью с увековечением своего обычая, «так же, как и многих других», заявив, что ни Иисус, ни его Апостолы не предписывали сохранить это или любое другое событие как почитаемое. Хотя он говорит о деталях празднования Пасхи как вытекающих из местных обычаев, но и настаивает на том, что само торжество соблюдается повсюду.

Дата

дата ПасхиВоскресение Иисуса и праздники, связанные с ним, не имеют фиксированной даты, а определяется в лунносоларном календаре. Первый Никейский собор (325) установил два правила: независимость еврейского летоисчисления и единообразие во всем мире. Никаких подробностей для расчёта не указано; они были разработаны на практике, процесс, который уходил в века и породил ряд противоречий. В частности, Совет не постановил, что Пасха должна выпадать в воскресенье. Так было практически везде.
В западном христианстве, по григорианскому календарю, Пасха всегда выпадает на воскресенье с 22 марта по 25 апреля включительно, в течение примерно одной недели после астрономического полнолуния. Следующий день, Пасхальный понедельник, является законным праздником во многих странах с преобладанием христианских традиций.
Восточное христианство основывает свои расчёты на Юлианском летоисчислении. Из-за 13-дневной разницы между календарями Пасха поэтому меняется с 4 апреля по 8 мая. Кроме того, поскольку юлианское полнолуние всегда через несколько дней после астрономического, восточная Пасха часто бывает позже относительно фаз видимой Луны, чем западная.

С некоторых пор ряд церквей перешли на григорианский календарь, и даты праздников как фиксированных, так и подвижных стали, такие же, как и в западных.

Расчёты

Воскресенье после полной ЛуныВ 725 году Беде кратко написал: «Воскресенье после полной Луны, которая выпадает за равноденствием, даст законную дату праздника». Однако это неточно отражает церковные правила. Пасхальное полнолуние — не считается астрономическим. Другое отличие состоит в том, что космическое равноденствие — это естественное явление. Оно может выпасть на 19, 20 или 21 марта, в то время как церковная дата устанавливается по соглашению 21 числа.
Применяя правила, христианские церкви используют 21 марта в качестве отправной точки для определения даты Пасхи, из которой они находят следующее полнолуние и т. Д. Восточные православные церкви продолжают использовать юлианский календарь. Их датой отсчёта в определении времени Пасхи также является 21 марта, но, согласно другой системе расчёта, она в текущем веке соответствует 3 апреля в григорианском летоисчислении.
Кроме того, лунные таблицы старого календаря составляют четыре дня за таковыми из григорианского: 14-е сутки в нём фигурируют как девятые или десятые, по мнению Юлиана. Результатом этой комбинации космических несоответствий является расхождение в датах праздника.(см. Таблицу).
Пасха определяется на основе лунисолярных циклов. Лунный год состоит из 29–30-дневных месяцев, обычно чередующихся, с добавлением эмболии, чтобы привести свой цикл в соответствии с солнечным. 29–30 -дневный период с 8 марта по 5 апреля включительно, начинающийся с новолуния обозначается как пасхальный месяц.

Воскресение Христа приходится на третье воскресенье в этот период. По календарю это соответствует времени с 21 марта до 18 апреля включительно.

Грегорианский расчёт ПасхиГрегорианский расчёт Пасхи был основан на методе, разработанном калабрийским доктором Алоизием Лилиусом (или Лилио), для корректировки эпикатов Луны и был принят почти всеми западными христианами и странами, которые празднуют национальные торжества в Пасху. Для Британской империи и колоний определение даты праздника с использованием «Золотых чисел» и воскресных писем было установлено в Законе о календаре (Новый стиль) 1750 с его Приложением. Это разработано так, чтобы точно соответствовать григорианскому расчёту.

Споры по поводу даты

Восточные православные христиане используют другие вычисления даты Пасхи.

Этот вопрос всегда являлся предметом споров. Ко II веку, было широко признано, что отмечать Воскресение Христово стало традицией. Квартодециманская полемика о том, на какую дату должен приходиться праздник, была первой из нескольких таких разногласий.

Спор относится к практике празднования Пасхи на нисане 14 еврейского календаря. По словам церковного историка Евсевия, квартедециманский поликрат — епископ Смирны, по традиции ученик Иоанна Апостола — обсуждал с Анисетом вопрос о том, что римская и александрийская церкви продолжали поститься до конца недели, желая связать Пасху с воскресеньем. Они не смогли прийти к единому мнению, но не считали это расколом и расстались с миром, оставив вопрос неурегулированным.

Даты праздникаПротиворечие возникло, когда Виктор, епископ Рима, следующий после Аникуса, попытался отлучить поликратов Эфеса и всех других священников Азии за квартедециманизм. По словам Евсевия, ряд соборов был созван для борьбы с разногласиями и в поддержку Пасхи в воскресенье. Попытка отлучения была, по-видимому, отменена и обе стороны примирились с вмешательством епископа Иринея и других, которые напомнили Виктору о толерантном прецеденте Аникута.

Квартедециманизм пошатнулся в IV веке, когда Сократ из Константинополя зафиксировал, что часть квартедециманов были лишены своих церквей Иоанном Златоустом, а некоторые из них преследовались Несторием.

Неизвестно, как долго продолжалась практика Нисан 14. Но и соблюдавшие этот обычай, и те, кто назначил Пасху на следующее воскресенье, имели обыкновение советоваться с еврейскими соседями, чтобы узнать, когда наступит месяц Нисан, и соответственно устроить свой праздник. Однако к концу третьего века некоторые христиане начали выражать недовольство обычаем полагаться на еврейскую общину, чтобы определить дату Пасхи. Основная жалоба заключалась в том, что их календарь иногда ошибался и праздник выпадал до весеннего равноденствия в Северном полушарии. Сардике пасхальная таблица подтверждает эти жалобы, поскольку указывает на то, что в нескольких случаях евреи какого-то восточного средиземноморского города — возможно, Антиохии — фиксировали Нисан 14 задолго до весеннего равноденствия.

Из-за этой неудовлетворённости некоторые христиане начали экспериментировать с независимыми вычислениями. Другие, однако, полагали, что обычная практика консультирования должна продолжаться, даже если еврейские расчёты были ошибочными.

 

Первый совет Никеи (325 г. н.э.)

Первый совет Никеи (325 г. н.э.)Этот спор официально разрешил Первый совет Никеи в 325 году, который одобрил переход к независимым вычислениям христианской общины, чтобы отмечать торжество вместе. Фактически это был отказ от старинного обычая консультирования с еврейским календарём в тех местах, где оно все ещё использовалось. Епифаний Саламинский писал в середине IV века:
«Император созвал совет из 318 епископов в городе Никей. Они также передали некоторые церковные каноны и в то же время постановили в отношении Пасхи, что должно быть единодушное согласие на праздновании святого и величайшего дня Бога. Ибо это по-разному наблюдалось у людей».

То, что старинный обычай, называемый историками protopaschite, не сразу вымирает, а сохраняется на время, указывает наличие канонов и проповедей против него.

Дионисий Экзигус и его последователи, утверждали, что 318 епископов, собравшихся в Никейском соборе, определили конкретный метод вычисления даты Пасхи, но практика опровергла эту традицию. В любом случае в годы, следующие за советом, вычислительная система, разработанная Александрийской церковью, стала нормативной. Однако потребовалось время, чтобы правила александрийцев были приняты во всей христианской Европе. Первоначальный 8-летний цикл заменили, после чего Рим не использовал свой лунно-солнечный календарь до 457 года. Затем он переключился на адаптацию к викторианскому циклу.
Тот отличался от александрийского стиля датами некоторых Пасхальных полных лун и потому, пытаясь уважать римский обычай фиксировать число праздника до воскресенья, появлялись альтернативные «латинские» и «греческие» даты.

В течение нескольких летВ течение нескольких лет, периодические различия в начале Пасхи продолжались. Александрийские правила были приняты на Западе после таблиц Дионисия Экзигуса в 525. С этого времени все расхождения между Александрией и Римом в отношении правильной даты Пасхи прекратились, поскольку обе церкви применяли одинаковые исчисления.
Ранние христиане в Великобритании и Ирландии также использовали 84-летний цикл. С пятого века они установили своё равноденствие до 25 марта и зафиксировали Пасху до воскресенья, падая с 14-го по 20-й лунный месяц включительно. Эта система была заменена александрийской в течение VII–VIII веков. Церкви в западной континентальной Европе использовали поздний римский метод до времени правления Карла Великого, когда они, наконец, перешли на александрийский цикл. С 1582 года, когда католики приняли григорианский календарь, в то время как православные церкви сохранили юлианское летоисчисление, дата, в которую празднуется Пасха, снова стала различаться.
Греческий остров Сирос, население которого разделено почти одинаково между католиками и православными, является одним из немногих мест, где две церкви имеют общую дату для Пасхи, а католики принимают практику православного отсчёта, что помогает поддерживать хорошие отношения между двумя общинами.

Реформирование даты

Реформирование датыВ XX веке некоторые люди и учреждения выдвинули фиксированную дату для Пасхи. Самым популярным предложением было воскресенье после второй субботы в апреле. Несмотря на некоторую поддержку, реформирование даты не реализовалось. В Константинополе в 1923 году состоялся съезд восточно-православных епископов, в который входили представители в основном от Константинопольского и Сербского Патриарха. Они обсуждали вопрос пересмотра юлианского календаря.
Первоначальная его форма определяла бы Пасху, используя точные астрономические расчёты, основанные на меридиане Иерусалима. Тем не менее все восточно-православные страны приняли только ту часть пересмотренного летоисчисления, которая применялась к праздникам, приходящимся на фиксированные дни. Единая дата Пасхи, которая была частью первоначального соглашения 1923 года, так никогда постоянно и не реализовалась ни в одной православной епархии.
В Соединённом Королевстве в Пасхальном акте 1928 года изложено законодательство, позволяющее установить дату праздника как первое воскресенье после второй субботы в апреле. Однако это никогда не выполнялось, хотя и остаётся в книге Статута и может быть реализовано при условии одобрения различными христианскими общинами.
На саммите в АлеппоНа саммите в Алеппо, Сирия, в 1997 году Всемирный совет церквей (ВСЦ) предложил провести реформу в определении числа Пасхи, которая заменила бы нынешнюю расходящуюся практику современными научными знаниями с учётом реальных астрономических примеров — весеннее равноденствие и полнолуние, основанные на меридиане Иерусалима. Рекомендуемые изменения в Мировом совете церквей обошли бы проблемы календаря и устранили разницу в сроках между восточной и западной церквями. Реформа предложена для осуществления начиная с 2001, но в результате она не была принята ни одним органом.

В январе 2016 года христианские церкви снова рассмотрели идею фиксированной и единой дате главного торжества верующих, вероятно, в либо второе, либо третье воскресенье апреля.

Таблица дат Пасхи

Сравнительные данные отношений:

Таблица дат Пасхи 2001-2025 годов (в григорианские даты) 
Год Полнолуние Еврейская 

Пасха

Астрономическая

Пасха

Грегорианская Пасха Юлианская Пасха
2001 8 апреля 15 апреля
2002 28 марта 31 марта 5 мая
2003 16 апреля 17 апреля 20 апреля 27 апреля
2004 5 апреля 6 апреля 11 апреля
2005 25 марта 24 апреля 27 марта 1 мая
2006 13 апреля 16 апреля 23 апреля
2007 2 апреля 3 апреля 8 апреля
2008 21 марта 20 апреля 23 марта 27 апреля
2009 9 апреля 12 апреля 19 апреля
2010 30 марта 4 апреля
2011 18 апреля 19 апреля 24 апреля
2012 6 апреля 7 апреля 8 апреля 15 апреля
2013 27 марта 26 марта 31 марта 5 мая
2014 15 апреля 20 апреля
2015 4 апреля 5 апреля 12 апреля
2016 23 марта 23 апреля 27 марта 1 мая
2017 11 апреля 16 апреля
2018 31 марта 1 апреля 8 апреля
2019 21 марта 20 апреля 24 марта 21 апреля 28 апреля
2020 8 апреля 9 апреля 12 апреля 19 апреля
2021 28 марта 4 апреля 2 мая
2022 16 апреля 17 апреля 24 апреля
2023 6 апреля 9 апреля 16 апреля
2024 25 марта 23 апреля 31 марта 5 мая
2025 13 апреля 20 апреля

Примечания: 1. Астрономическая Пасха — первое воскресенье после Астрономической полнолуния. В восточном расчете, что полная луна происходит от цикла Метоника, а на Западе это относится к меридиану Иерусалима.
2. Пасха начинается на закате, предшествующем указанной дате (как и Пасха во многих традициях).

Позиция в церковный год 

Литургический год
Западный
  • приход
  • святки
  • Epiphanytide
  • Обычное время
  • Досрочный / Масленичный
  • Пост
  • Страстная неделя
  • Пасхальный Тридуум
  • Пасхальная неделя
  • Троицын день
  • Обычное время / Kingdomtide
Восточный
  • Рождество
  • Святки
  • Обычное время
  • До Великого поста
  • Великий пост
  • Пасхальная неделя
  • Апостолы
  • Обычное время
Восточно-сирийский обряд
  • Недели Благовещения
  • Недели Крещения
  • Недели Великой Быстрые
  • Недели Воскресения
  • Слие или Недели апостолов
  • Кайта или Недели лета
  • Элия-Слиба-Муза или Недели Элии, Креста и Музы
  • Кудас Эдда или Недели Посвящения Церкви

Западное христианство

Западное христианствоВ западном христианстве Пасхе предшествует Великий пост. Это период воздержания и раскаяния в подготовке к Воскресению Христову, которое начинается в Пепельную среду и длится сорок дней. Неделя до праздника, особенная в христианской традиции, она называется Страстной.
Вербное воскресенье, Великий четверг и Тёмная пятница, соответственно, ознаменовывают вход Иисуса в Иерусалим, Тайную Вечерю и Распятие. Великий четверг, Страстная пятница и Святая суббота иногда упоминаются как Тридуум Многие церкви начинают отмечать торжество поздно вечером в Святую субботу на специальной службе в храме, называемом бдением.
Семидневный праздничный период, начинающийся с воскресенья, называется Пасхальной неделей. Понедельник часто является государственным праздником во многих странах. Время после Воскресения ещё называют Пасхатид и оно длится до дня Пятидесятницы, который наступает через семь недель.

Восточное христианство

Восточное христианствоВ Восточном христианстве духовная подготовка к Пасхе начинается с Великого поста, длящегося 40 непрерывных дней, считая с Чистого понедельника. Последняя его неделя называется Palm Week, и заканчивается субботой Лазаря. Вечерня, официально подводит воздержание к концу, хотя фактически оно продолжается ещё семь дней. После Вербного Воскресенья наступает Страстная неделя и, наконец, Пасха. С окончанием Божественной литургии завершается Великий пост.
Праздничное бдение начинается полунощницей, которая является последней службой Триоди постной. Она заканчивается незадолго до полуночи в Великую субботу. Ровно в 12 начинается сам Пасхальный праздник, состоящий из утренников, часов и Божественной литургии.

Литургический сезон с Воскресения Христова до Дня Всех Святых известен как Пятидесятники. Неделя после праздника называется «Светлая». Во время неё нет поста, даже в среду и пятницу. Празднство Пасхи длится 39 дней до Вознесения.

Религиозное соблюдение

Западное христианство

Религиозное соблюдениеГлавный праздник верующих отмечается по-разному среди западных христиан. Традиционная, литургия, которая практикуется среди католиков, лютеран и некоторых англиканцев, проходит в ночь Святой субботы. Это самое важное Богослужение года начинается в полной темноте с благословения пасхального огня, зажжения большой праздничной свечи (символа Воскресшего Христа) и воспевания Эксултета, приписываемого святому Амвросию Миланскому.
После этой службы света читается ряд глав из Ветхого Завета. Они рассказывают истории о творении, жертве Исаака, пересечении Красного моря и предсказанном пришествии Мессии. Эта часть службы кончается пением Глории и Аллилуиа и провозглашением Евангелия от воскресения. В это время зажигаются огни и звонят церковные колокола в соответствии с местным обычаем. Чтения могут заканчиваться Проповедью.
Затем фокус перемещается от аналога к шрифту. В древности Пасха считалась идеальным временем для новообращённых, чтобы принять крещение, и эта практика продолжается в рамках римского католицизма и англиканской общины. Есть ли крещения в тот момент или нет, традиционно для собрания возобновлять обеты своей крестильной веры. Поступок часто знаменуется окроплением конгрегации святой водой из шрифта. Католическое причастие и Миропомазание также проходит во время этой литургии.
Пасхальное бдение завершается празднованием ЕвхаристииПасхальное бдение завершается празднованием Евхаристии (известной в некоторых традициях как Святое Причастие). Существуют определённые вариации в этом богослужении: в ряде церквей читают уроки Ветхого Завета перед шествием Пасхальной свечи, а затем — Евангелие сразу после Экссультета.
Некоторые церкви традиционно проводят это бдение очень рано в воскресенье утром вместо субботнего вечера, чтобы отразить евангельских женщин, пришедших на могилу с рассветом в первый день недели. Это известно как Служба восхода солнца и часто проводится на улице: церковном кладбище, дворе или близлежащем парке.
Первая такая литургия состоялась в 1732 году среди одиноких братьев в моравской конгрегации в Хернхуте, Саксония, в Германии. Следуя всенощному богослужению, они отправились утром на кладбище, Божьему Акру, на холм над городом, чтобы отпраздновать Воскресение среди могил ушедших. Эта служба была повторена в следующем году всей конгрегацией и впоследствии распространилась среди моравских миссионеров по миру, включая Старый Салем в Уинстоне-Салеме, Северная Каролина.
Дополнительные торжества традиционно предлагаются в самое пасхальное воскресенье. Как правило, они следуют обычному порядку воскресных служб в конгрегации, но включают более праздничные элементы. Музыка звучит очень торжественно за счёт добавления медных инструментов в дополнение к обычной аппаратуре. Часто пространство для поклонения конгрегации украшено специальными знамёнами и цветами, такими как лилии, например.
Пасха В римско-католических ФилиппинахВ преимущественно римско-католических Филиппинах утро Пасхи (известное на национальном языке как «Пасько Мулин Пагкабухай») отмечено радостным праздником «Салубонг», в котором большие статуи Иисуса и Марии встречаются, символизируя первое воссоединение матери и сына после Воскресения.
В польской культуре Резурекча (Крестный ход) — это радостная пасхальная утренняя месса на рассвете, когда звонят церковные колокола и звучат громкие воспоминания о том, что Христос воскресает из мёртвых. Перед началом мессы на рассвете праздничная процессия с Благословенным причастием, находящимся под навесом, окружает церковь. Когда колокола звонят, воздух наполняется фимиамом, а верующие поднимают свои голоса к небесам торжественно исполнняя вековые пасхальные гимны. После того как Святое Таинство обносится вокруг церкви и Поклонение заканчивается, начинается Массовая Пасха. Ещё одна польская традиция — Święconka, благословение праздничных корзин, наполненных крашеными яйцами, приходским священником в Святую субботу. Этот обычай отмечается не только в Польше, но и в Соединённых Штатах среди польско-американских общин.

Восточное христианство

Пасха является фундаментальным и важнейшим праздником Восточных Православных Церквей:
Это Ожидаемый и Святой День,

Один из Суббот,

Царица и госпожа,

Торжество,

на котором мы восхваляем Христа навеки!
Воскресения Иисуса ХристаЛюбой другой религиозный праздник в их календаре, включая Рождество, является второстепенным по важности перед празднованием Воскресения Иисуса Христа. Это отражено в богатых пасхальных обычаях в культурах стран, имеющих традиционно православное большинство. У восточных католиков есть аналогичный акцент в календарях, и многие из их литургических обычаев очень похожи.
Это не означает, что Рождество и другие элементы христианского церковного календаря игнорируются. Вместо этого, эти события рассматриваются как необходимые, но предварительные и освещённые полной кульминацией Воскресения, в котором все, что было до этого, достигает исполнения и осуществления. Они сияют только в свете Воскресения. Пасха — это основной акт, который выполняет цель служения Христа на земле — победить смерть, умереть и очистить и превознести человечество.
Подготовка к Пасхе Подготовка к Пасхе начинается с сезона Великого поста. В дополнение к молитве, православные христиане сокращают все развлечения и несущественные мирские действия до Тёмной пятницы, самого сурового дня в году. Вечером Святой субботы Полунощница начинается за час или два до полуночи.
По её завершении свет в здании церкви гаснет, и все ждут в темноте и тишине, когда наступит полночь. Священник зажигает пасхальную свечу, от неё огонь передаётся на все остальные: сначала те, что держат дьяконы или другие помощники, затем и свечи, прихожан. Эта практика связана со схождением Святого Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Затем священник и конгрегация идут Крестным ходом, повторяя: «Твоё воскресение, Спаситель Христос, ангелы воспевают на небесах, и нас на земле удостой чистым сердцем славить тебя».
Эта процессия воссоздаёт приход Мироносиц к Могиле Иисуса «очень рано утром». Обойдя три раза вокруг храма, шествие останавливается перед закрытыми дверями. В греческой практике священник читает отрывок из Евангелия. Затем во всех традициях он делает знак креста кадилом перед закрытыми дверями (которые представляют собой запечатанную гробницу).
Поётся Пасхальный ТропарьПоётся Пасхальный Тропарь, звучат колокола и семантра. Потом все возвращаются в храм и начинается праздничная Вечере, а затем пасхальные часы и Божественная литургия. Проповедь из Иоанна Златоуста читается на утрени.
После окончания службы священник благословляет, принесённые верующими, окрашенные яйца и корзины, содержащие продукты, которые были запрещены во время Великого поста.
В Греции традиционная еда — магирица, рагу из сердца, измельчённой печени ягнёнка и дикой зелени, приправленной лимонным соусом. Традиционно пасхальные яйца, ярко-красные, символизирующие пролитую Кровь Христа и обещание вечной жизни, разбиваются, чтобы отпраздновать открытие Могилы Иисуса.
На следующее утро, собственно, в воскресенье, нет Божественной литургии. Вместо этого, во второй половине дня исполняется «Agápē Vespers». На этой службе в течение последних нескольких веков стало привычным явлением для священника и членов собрания читать отрывки из Евангелия от Иоанна на нескольких языках, чтобы показать универсальность Воскресения.
В оставшуюся часть недели, известную как «Яркая», нет поста, кроме случаев причастия, и традиционным пасхальным приветствием является: «Христос воскрес!» — на что звучит ответ: «Воистину!» Это также может быть сделано на многих разных языках.

Службы в этот период почти идентичны пасхальным, за исключением того, что они проходят не в полночь, а в течение дня.

Не соблюдающие христианские группы

Не соблюдающие христианские группыНаряду с празднованием Рождества и Адвента, многие прекрасные пасхальные традиции были изменены или даже полностью отменены различными ответвлениями протестантской Реформации, поскольку они считались «языческими» и, следовательно, испорченными. Однако некоторые из основных церквей и движений, например, лютеранское, методистское и англиканское, предпочли сохранить значительную долю в соблюдении установленного Церковного года наряду со многими связанными с ним традициями. Например, в лютеранских церквях наблюдались не только дни Страстной недели, но также Рождество, Пасха и Пятидесятница. Они отмечались трёхдневными фестивалями (сам день и два последующих).
Другие протестантские группы придерживались иного мнения, большинство анабаптистов, квакеров, конгрегационалистов и пресвитерианских пуритан считали такие празднества, мерзостью. Отказ от пасхальных традиций был частично основан на их интерпретации 2 Коринфянам 6:14–16 и, на более общем убеждении, что, если религиозное торжество на самом деле не написано в Библии, то празднование его не может считаться подлинной частью христианской веры, поэтому в лучшем случае это просто не нужно, в худшем — греховно.

Такие группы, как Восстановленная Церковь Бога, отвергают празднование Пасхи, связывая происходящее с фестивалем языческой весны, принятом римской католической церковью.

Свидетели ИеговыСвидетели Иеговы придерживаются аналогичной точки зрения, отмечая ежегодную юбилейную службу Тайной вечери и последующую казнь Христа на Нисан 14, поскольку они подсчитывают даты, полученные из лунного еврейского календаря. Иеговисты уверены, что такие стихи, как Лука 22: 19–20 и Кор 11:26 это заповедь, чтобы помнить о смерти Христа, а не о воскресении, и они делают это ежегодно.
Члены Религиозного общества друзей (квакеров) в рамках своих исторических свидетельств о времени не празднуют ни Пасху, ни любые другие христианские праздники. Они считают «каждый день — день Господень», и вознесение одного дня выше других говорит о том, что это не по христиански. В течение XVII—XVIII веков квакеры подвергались преследованиям за несоблюдение Святых дней.
Некоторые христианские группы считают Пасху чем-то, что нужно рассматривать с большой радостью: не отмечая самого дня, но вспоминая и ликуя в память о чуде воскресения Христа. Эти христиане считают, что каждый день и все субботы должны оставаться святыми, в учении Христа. Еврейско-христианское Священное имя и церковь Движения Армстронга обычно отвергают Воскресение Господне в пользу соблюдения Нисана 14 и празднования Христианской Пасхи. Это особенно относится к группам, которые отмечают новые луны или ежегодные Высокие Субботы. Они поддерживаются этого, ссылаясь на письмо к Колоссянам: «Пусть никто не осуждает вас в вопросах пищи и питья или в отношении праздника, новой луны или субботы. Это тени будущих времён; реальность принадлежит Христу».

Празднование Пасхи по всему миру

Празднование Пасхи по всему мируНа территориях где христианство — государственная религия или проживает большое христианское население, Пасха часто является национальным праздником. Поскольку это всегда воскресенье, многие страны мира также имеют в качестве выходного понедельник. В эти дни закрыты некоторые магазины, торговые центры и рестораны. Страстная пятница также является государственным праздником во многих странах, и в 12 штатах США. Но даже там, где Страстная пятница не является праздником, ряд финансовых учреждений, фондовых рынков и государственных школ не работают. Немногие банки, которые обычно функционируют по воскресеньям, на Пасху закрыты.
В северных странах праздничные дни длятся со Страстной пятницы по понедельник включительно. В Дании, Исландии и Норвегии также Великий четверг является государственным выходным. Это праздник для большинства рабочих, за исключением некоторых торговых центров, открытых до полудня. Многие предприятия дают своим сотрудникам почти неделю, называемую пасхальными каникулами. Школы тоже закрыты между Вербным воскресеньем и понедельником, идущим вслед за Пасхой. Согласно опросу 2014 года, 6 из 10 норвежцев путешествуют в это время, часто выезжают за город; 3 из 10 сказали, что катаются на лыжах.
В Нидерландах ПасхаВ Нидерландах пасхальное воскресенье и понедельник являются национальными праздниками. Рабочая неделя начинается со вторника. Несмотря на то что Страстная пятница является официальным национальным праздником, это необязательный выходной день для коммерческих компаний.
В странах Содружества Пасха редко является государственным праздником, как и в случае торжеств, которые выпадают на воскресенье. В Соединённом Королевстве со Страстной пятницы по понедельник — выходные дни. Тем не менее в Канаде пасхальное воскресенье является государственным праздником, как и понедельник после него. В провинции Квебек большинство компаний предоставляют выходные начиная с Тёмной пятницы на четыре дня.
В Австралии из-за расположения в южном полушарии Пасха наступает осенью. Следовательно, австралийский праздник связан со временем сбора урожая, а не с приходом весны, как на севере. Религиозный аспект торжества остаётся неизменным. Страстная пятница и пасхальный понедельник — праздничные дни во всех штатах и территориях. Суббота тоже государственный праздник везде, кроме Тасмании и Западной Австралии, в то время как пасхальное воскресенье является таковым только в Новом Южном Уэльсе. Вторник обозначается условным государственным праздником в Тасмании.
В Соединённых Штатах, поскольку Пасха падает на воскресенье, которое уже является нерабочим днём для федеральных служащих, оно не было назначено государственным праздником. Пасхальные парады проходят во многих американских городах, самым известным является праздничное шествие в Нью-Йорке.

Пасхальные яйца

Пасхальные яйцаЯйцо — древний символ новой жизни и возрождения. В православии это связано с распятием и воскрешением Иисуса. Этот обычай возник из раннехристианской общины Месопотамии, которая окрашивала в красный цвет яйца в память о крови Христа, пролитой при его распятии. Таким образом, для верующих это является символом пустой гробницы. Старая традиция — использовать окрашенные куриные яйца, но современный обычай — заменять их на шоколадные или пластиковые, наполненные конфетами.

Пасхальный заяц —это легендарное антропоморфное существо, которое приносит подарки на праздник. Его характер аналогичен Санта Клаусу.

Многие американцы следуют традиции раскраски яиц и укладывают их в корзины с конфетами. В понедельник после праздника президент Соединённых Штатов проводит ежегодное катание пасхальных яиц на лужайке Белого дома для маленьких детей. Поскольку кролик считается вредителем в Австралии, его заменяют в этой стране Пасхальным Бильби. Яйца являются широко популярным символом новой жизни в Польше и народных традициях других славянских стран. Батик — особый процесс их декорирования, известный как писанка. Он позволяет получать сложный узор при раскрашивании.
В знаменитом Доме мастерских Фаберже были созданы изысканные ювелирные яйца для Российского императорского двора.

Воскресение Иисуса и праздникиВоскресение Иисуса и праздники, связанные с ним, не имеют фиксированной даты в григорианских или юлианских календарях, а следуют только циклу солнца. Никейский собором (325) установлено праздновать Пасху в воскресенье после первого полнолуния, которое наступало вслед за весенним равноденствием (21 марта).
Праздник связан с еврейской Пасхой, большей частью её символики, а также положением в календаре. На большинстве европейских языках название праздника возникло от латинского слова Pascha (переход), на английском — Easter, от имени древнегерманской богини весны. Обычаи различаются в христианском мире и включают особое праздничное приветствие, крашеные яйца как знак пустой гробницы. Лилиями — символом воскресения — традиционно декорируют церкви в этот день. Дополнительные обычаи, связанные с праздником, соблюдаются как христианами, так и некоторыми, кто не принадлежит к вере. Они включают охоту на яйца, Пасхального кролик и парады. Существуют также различные традиционные продукты, которые варьируются в региональном масштабе.

 

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *