Пепельная среда — христианский святой праздник. Он выпадает на первый день Великого поста, шесть недель покаяния перед Пасхой. Пепельная среда соблюдается многими западными христианами, в том числе англиканами, лютеранами, католиками, методистами, пресвитерианцами, и некоторыми баптистами.

Эш-среда получила своё название от посыпания лба христиан золой со словами «Покайтесь, и верьте в Евангелие».

Пепел может быть приготовлен путём сжигания пальмовых листьев в дни празднования Вербного воскресенья в прошлом году. Среди католиков, Пепельная среда наблюдается постом и раскаянием. В англиканских церквях Книга Общей Молитвы также обозначает Пепельную среду как день воздержания от определённых продуктов.

Наблюдения

Пепел

Священник отмечает крест из пепла на лбу поклоняющегося в англоязычных странах.

Зола торжественно размещается на головах христианЗола торжественно размещается на головах христиан в Пепельную среду либо посыпаясь над ними, либо, в англоязычных странах чаще, оставляется на лбу как видимый крест. Слова (основанные на Бытие 3:19), используемые традиционно для сопровождения этого жеста: «Memento, homo, quia pulvis es, et in pulverem reverteris» — «Помни, человек, что ты прах, и в него должен вернуться». Этот обычай приписывают Папе Григорию I Великому (примерно 540–604). В пересмотре Римского обряда 1969 года была введена альтернативная формула (Марк 1:15), которая звучит как: «Покайтесь и верьте в Евангелие». Старое изречение основано на словах, сказанных Адаму и Еве, и напоминает людям об их греховности и смертности и, следовательно, неявно, о своей необходимости каяться во времени. Новая формула делает явным то, что было скрыто в старом.

Различные способы размещения пепла на головах верующих использует римский обряд католической церкви. Два наиболее распространённых — крест на лбу и посыпание волос. Первоначально пепел рассевали над мужчинами, у женщин наносили золу на лоб, вероятно, из-за того, что головы их по церковному обычаю были прикрыты. В Католической Церкви манера нанесения пепла во многом зависит от местного обычая, поскольку не установлено ни одного фиксированного правила. Хотя рассказ Элфрика Эйншама показывает, что примерно в 1000 году пепел «разбрасывался» по голове, маркировка лба — метод, который в настоящее время преобладает в англоязычных странах и является единственным предусмотренным. В англиканской церкви Папуа — Новой Гвинеи обычай описывается как «имеющий англокатолический характер». В ритуале «Благословение пепла» говорится, что «прах благословлён в начале Евхаристии, а после этого, помещён на лоб духовенства и людей». Ритуал «Наложение пепла» в храме Матери-Церкви Англиканского Причастия, проходит во время литургии в Эш-Среду. Папа Римский в этот день традиционно принимает участие в покаянной процессии от церкви Святого Ансельма в базилик Санта — Сабина, где, в соответствии с обычаем в Италии и многих других стран, посыпает пеплом головы верующих, не загрязняя лба.

Англиканский ритуал пеплаАнгликанский ритуал, используемый в Папуа — Новой Гвинее, гласит, что после благословения золы «священник отмечает свой лоб, а затем серверов и конгрегации, которые приходят и стоя на коленях, обычно получают Святое Таинство». Соответствующий католический ритуал в римском Миссале для празднования в Мессе просто гласит: «Затем Священник помещает пепел на голову присутствующих, которые приходят к нему». До 1970 года у изданий было гораздо более подробное указание, согласно которому участники должны были получить пепел, но опять же без каких-либо инструкций на форму помещения его на голову. Пересмотр Римского обряда 1969 года ввёл в мессу торжественную церемонию благословения золы и постановил помещать её на головы, а также явно предусматривал аналогичную церемонию вне мессы. Книга благословений содержит простой обряд, который в отличие от торжественного, проводящегося в здании церкви, можно проводить практически везде. Хотя только священник или дьякон имеет право благословлять пепел, мирянам позволяется самим проводить посыпание. Даже в торжественном обряде люди помогают священнику в распространении золы. Кроме того, миряне забирают остатки её и уносят, чтобы поместить на голову больного или других людей, которые не могут присутствовать на благословении. В 2014 году англиканский Ливерпульский собор также предложил накладывать пепел в церкви без торжественной церемонии.

Кроме этого, те, кто посещают такие католические службы как в церкви, так и в других местах, традиционно берут благословенный пепел с собой домой, чтобы посыпать головы членам своей семьи, и рекомендуется иметь конверты для облегчения такой практики.

В домашних условиях пепел рассевается с небольшой церемонией или без неё.

Англиканский ритуалВ отличие от своей дисциплины в отношении таинств, католическая церковь не исключает получения сакраменталей, таких как размещение пепла на голове того, кто не является католиком и, возможно, не крещён. Даже отлучённым от церкви, которым не разрешают отпраздновать сакраменталы, не запрещают их принимать. В описании церемонии в обряде Благословения и Распространения Пепла (в массе) говорится: «Затем Священник помещает золу на головы всех присутствующих, которые приходят к нему». Католическая церковь не ограничивает распространение благословенной золы внутри церковных зданий и даже предложила провести торжества в торговых центрах, домах престарелых и на фабриках.

Такие обряды предполагают подготовку соответствующей области и включают в себя чтения из Писания и молитвы, но могут быть и несколько короче, если пепел уже благословлён.

Католическая и Методистская церкви говорят, что зола должна быть из пальмовых ветвей, благословлённых в предыдущем году в служении на Вербном воскресенье. В церковных изданиях Англии говорится, что они «могут быть сделаны» из сгоревших пальмовых крестов за предыдущий год. Эти источники не говорят о добавлении чего-либо к пеплу, кроме как при католической литургии, опрыскивание святой водой, при благословении. Англиканская традиция говорит о смешивании пепла с небольшим количеством оливкового масла в качестве фиксатора.

В отличие от своей дисциплиныТам, где золу помещают на голову, смазывая лоб крестом, многие христиане предпочитают держать этот знак заметным в течение дня. Церкви не навязывали это как обязательное правило, и пепел можно даже стереть сразу после церемонии, но некоторые христианские лидеры, такие как лютеранский пастор Ричард П. Бухер и католический епископ Киран Конри, рекомендуют оставлять его как общественный символ веры. Морган Гайтон, методист-пастор и лидер христианского движения «Красное письмо», призывает христиан носить крест на протяжении всего дня как осуществление религиозной свободы.

С 2007 года некоторые члены крупных христианских церквей, в том числе англикане, католики, лютеране и методисты, участвовали в программе «Пепел в пути». Духовенство вышло за пределы своих церквей в общественные места, такие как центры, тротуары и вокзалы, распространять золу прохожим, людям, ожидающим в своих автомобилях сигнала светофора. Англиканский священник Эмили Меллотт из Голгофской церкви в Ломбарде предложил такую идею и превратил её в движение, заявив, что эта практика также является актом евангелизации.

Англиканцы и католики в некоторых частях Соединённого Королевства, таких как Сандерленд, проводят церемонию нанесения Пепла вместе. Марк Лиден-Смит, священник церкви Святой Марии, заявил, что экуменическое усилие является «свидетельством того, что католики и англиканцы, работая вместе, чтобы начать сезон Великого поста, напоминают тем, кто отделился от Церкви или никогда не был в ней раньше, что христианская вера жива и активна в Сандерленде». Католическая студенческая ассоциация Кентского государственного университета, основанного в Университетском приходском Ньюменском Центре, предложила пепел студентам этого учреждения в 2012 году. Кларк Дуглас, представитель Римско-католической церкви Святого Матфея, среди прочих, участвовал в этой церемонии. В Пепельную среду 2017 года отец Пэдди Муни, священник римско-католической церкви Святого Патрика в ирландском городе Гленамадди, создал станцию «Пепел к месту», проезжая через которую пассажиры могли получить золу в машину. У приходской церкви также имелись «проездные молитвы» во время Великого поста для людей, которые могли оставить просьбы в ящике, не выходя из машины.

Урбанианская деревняПреподобный Трей Холл, пастор Объединённой методистской церкви «Урбанианская деревня», заявил, что, когда они предлагали пепел в Чикаго, «около 300 человек получили его, в том числе двое, которые ждали в своей машине сигнала светофора». В 2013 году приходы не только в Соединённых Штатах, но в Великобритании, Канаде и Южной Африке, участвовали в церемонии Пепла. За пределами своего здания лютеранская церковь Святого Стефана в Кантоне предложила золу «верующим, чьи графики затрудняют посещение традиционной службы» в 2016 году. В США хотя бы одна церковь в 34 штатах и округе Колумбия принимала участие в этом обряде.

Большинство из этих церквей (приходов) являлись епископскими, но были также несколько методистских, пресвитерианских и католических.

Обличение

Робин Ноулз Уоллес утверждает, что традиционное служение в церкви Эш-Мерида включает в себя Псалом 51 (Мизерере), молитвы о признании и знак пепла. Ни одна из современных церемоний не содержит все эти элементы. Служба англиканской церкви в Пекине, названная A Commination, придерживается только первых двух пунктов. С другой стороны, традиционное служение Католической Церкви имеет благословение и распространение пепла, а молитвы о признании и чтение Псалма 51, хотя и являются частью традиционной литургии в Пепельную среду, не связаны конкретно с обрядом благословения пепла. Эта церемония приобрела нетрадиционную слабую связь с псалмом только с 1970 года, когда он был вставлен в празднование мессы, на которой несколько стихов используются как ответный псалом. По совпадению, это было примерно в то же время, когда в некоторых областях англиканизм возобновил обряд золы.

В середине XVI векаВ середине XVI века первая книга общей молитвы удалила церемонию пепла из литургии Англиканской церкви и заменила её тем, что позже назвали Главным управлением. В издании 1549 года говорилось: «Первый день поста: обычно Эш-Среда». Церемония пепла не запрещалась, но и не включалась в официальную литургию церкви. Её место заняло чтение библейских проклятий Бога против грешников, на каждое из которых людям предложено ответить: «Амин».

Текст «Коммендации или осуждения гнева Бога и судебных решений против грешников» начинается: «В первобытной Церкви царила благочестивая дисциплина, и в начале Великого поста лица, осуждённые за пресловутый грех, были открыты для покаяния и наказания в этом мире, чтобы их души могли быть спасены в день Господень, а другие, увещеваемые на этом примере, боялись обидеть. Вместо того, пока указанная дисциплина не восстановится снова, в это время (в присутствии всех вас) следует читать общие приговоры проклятия Бога против нераскаявшихся грешников». В соответствии с этим, Джозеф Хупер Мод писал о том, что обличение было вызвано стремлением реформаторов «восстановить примитивную практику общественного покаяния в церкви».

приговоры о высшем отлученииДалее, он заявил, что «приговоры о высшем отлучении» в «Компиляции» соответствуют тем, которые использовались в древней религии. Литургия англиканской церкви в среду, как он писал также традиционно включала Мисерер, который вместе с тем, что идёт в остальной части службы — меньшая Литания, молитва Господня, триза помилование и последнее благословение — был взят из услуг Сарума в Пепельную среду. Из практики обряда в Англии служба взяла Псалом 51 и некоторые молитвы, сопровождающие благословение и распространение пепла в Сарумском Миссале. В этом обряде псалом Мизерере был одним из семи покаянных, которые читались в начале церемонии. В XX столетии Епископальная церковь ввела три молитвы из Обряда Сарума и опустила Комиссариат из своей литургии.

Низкие церковные обряды

В некоторых низких церковных традициях иногда применяются другие практики и способы символизировать исповедь и покаяние дня. Например, в одном общем варианте небольшие карточки распространяются среди конгрегации, где людям предлагается написать грех, который они хотят исповедовать. Эти маленькие карточки выносятся к алтарному столу и сжигаются.

Региональные обычаи

В викторианскую эпоху, театры воздерживались от костюмированных шоу в Ash среду и представляли другие развлечения, как это предусмотрено в англиканской церкви.

Кроме того, «исландские дети в Пепельную среду, цепляют небольшие сумочки с пеплом на спину других людей».

Библейское значение золы

Библейское значение золыВ древние времена зола использовалась для выражения скорби. Когда Тамара была изнасилована сводным братом, «она посыпала пепел на голову, разорвала одежду и наклонила лицо, спрятанное в руках» (Царство 13:19). Жест также использовался, чтобы выразить печаль за грехи и недостатки. Иов говорит Богу: «Слышал о тебе ушами, но теперь вижу глазами. Поэтому я ненавижу себя и раскаиваюсь в прахе и пепле». Пророк Иеремия призывает к признанию грехов, говоря: «Дочь народа Моего, препоясайтесь во вретище, брось в пепел» (Иер. 6:26). Пророк Даниил рассказал: «Я обратился к Господу Богу, прося в молитве, о посте, вретищем и пеплом» (Даниил 9:3). Незадолго до Нового Завета повстанцы, сражающиеся за независимость евреев, Маккавеи, приготовились к битве, используя пепел: «В тот день они постились и носили вретище, и окропили золу на головах и разорвали их одежду» (1 Маккавейский 3:47, см. также 4:39).

Примеры такой практики среди иудеев можно найти в нескольких других источниках: Библии, Книге Есфирь 4: 1 и Евреям 9:13. Иисус цитируется, говоря о практике в Евангелии от Матфея 11:21 и от Луки 10:13: «Если бы сильные дела, совершённые вами, были сделаны в Тире и Сидоне, они бы давно покаялись, сидя во вретище и пепле».

Христианское использование пепла 

В XX веке в Книге общей молитвыХристиане продолжали практику использования золы в качестве внешнего признака покаяния. Тертуллиан (ок. 160 — c. 225) сказал, что исповедь греха должна сопровождаться нахождением во вретище и пепле. Историк Евсевий (c. 260/265–339/340) говорит о том, как раскаявшийся отступник покрыл себя золой, когда попросил Папу Зефирину об общении.

Джон У. Фентон пишет: «к концу Х века в Западной Европе (но ещё не в Риме) было принято считать, что все верующие получают золу в первый день поста. В 1091 году этот обычай по приказу Папы Урбана II на совете Беневенто, был распространён на церковь в Риме. Вскоре после этого церемония упоминается в литургических книгах, таких как Feria Quarta Cinerum.

Публичное покаяние, которому жестокие грешники подверглись до того, как их приняли в Святое Причастие перед Пасхой, продолжалось в течение Великого поста, в первый день которого они были посыпаны пеплом и одеты во вретище. Когда в конце первого тысячелетия дисциплина общественного покаяния была отброшена, начало Великого поста, ознаменовалась окроплением пепла на головы. Эта практика встречается в Григорианском Причастии конца VIII века. Примерно через два столетия, Эйншам, англосаксонский аббат, написал об обряде посыпания пепла на головы в начале Великого поста.

Реформации церемонияВ статье, посвящённой Пепельной среде в Британской энциклопедии 1911 года, говорится, что после протестантской Реформации церемония пепла не была запрещена в английской церкви. Заявление может объяснить исследование Блэра Микса о том, что англиканская традиция «никогда не прерывалась в этом соблюдении». Это было даже предписано королями Генрихом VIII в 1538 году и Эдуардом VI в 1550-м, но после 1600 оно не использовалось во многих районах. В 1536-м десять статей изданных Генрихом VIII, отметили «соблюдение различных обрядов и церемоний как добрых и достойных похвалы, таких как церковные облачения, окропление святой водой, День свечей, посыпание пеплом в Эш-Среду». После смерти Генри в январе 1547 Томас Крэнмер в том же году «получил приказ от Совета запретить использование пепла в первый день поста и ладоней на Пальмовое воскресенье, как суеверные обряды». Указание было выпущено только для церковной провинции Кентербери, где Кранмер являлся архиепископом. Церковь Cyclopædia утверждает, что «для Эш-Среды адаптировалась очень старая служба Солсбери». В новом Управлении не было благословения пепла и, следовательно, в Англии вскоре после Реформации использование золы прекращено как тщетное шоу», а Эш-Среда стала только днём отмеченной торжественности, со чтением проклятий, осуждённых против нераскаявшихся грешников. 

Протестантская епископальная церковь в Соединённых Штатах Америки в XIX веке отмечала пепельную среду «как день поста и унижения, когда мы публично исповедуем наши грехи, прося Божей милости и прощения».

Пояснения о введении пеплаВ XX веке в Книге общей молитвы были сделаны пояснения о введении пепла. Монте-Канфилд и Блэр Микс заявляют, что после протестантской реформации англикане и лютеране сохраняли обряд благословения и распространяли пепел верующим в среду и протестантские деноминации, не поддерживающие его, поощряли использование во время и после экуменической эпохи, которая привела к прокламациям Ватикана. Джек Кингсбери и Рассел Ф. Андерсон также заявляют, что практика была продолжена среди некоторых англиканцев и лютеран. С другой стороны, Эдвард Трейл Хорн писал: «Церемонию распространения золы реформаторы не сохранили, хотя лютеранские, англиканские и реформатские деноминации признавали Пепельную среду в первый день Великого поста». Фрэнк Сэнн, литургический учёный, был процитирован так: «Как и почему использование церемонии выпало из лютеранской церкви, трудно сказать. Приказы не указывают конкретно не применять золу. Они не стали давать направление для благословения и в результате пасторы просто перестали это делать».

В рамках литургического возрождения, инициированного экуменическим движением, практика поощрялась в протестантских церквях, включая Методистскую. Она также была принята анабаптистскими и реформатскими направлениями и некоторыми менее литургическими деноминациями.

Христианское использование пепла В восточном православии, обычно, не наблюдают этот обычай, хотя в последнее время создание Антиохийского обряда Vicariate привело к соблюдению Пепельной среды среди западных православных приходов. В этой традиции пепел «может распространяться вне какой-либо литургии», хотя «обычно верующие получают золу на службе». В православии исторически «серьёзные публичные грешники на Востоке так же носили вретище, равно как и те, кто сделал Великий пост темой всей своей жизни: отшельники и обитатели пустынь». Византийские католики, хотя в Соединённых Штатах используют «тот же григорианский календарь как римские», не практикуют церемонию золы, поскольку она «не является частью их древней традиции».

В Амброзийском обряде пепел благословляется и помещается на головы верующих не в среду, но в конце мессы в следующее воскресенье, которое в этом обряде открывает Великий пост.

Пост

Пепельная среда знаменует начало 40-дневного периода, который является намёком на нахождение Иисуса в пустыне, чтобы поститься и молиться. За это время он был искушён. (Матфея 4: 1–11, Марка 1: 12–13 и Луки 4: 1–13). Хотя в тексте Библии конкретно не зафиксировано, этот период также аналогичен 40 дням, в течение которых Моисей каялся и постился в ответ на создание Золотого телёнка (Исх. 34: 27–28).

Воздержание от мяса

Воздержание от мясаВ Римско-католической церкви, в Эш-Сун соблюдается пост, воздержание от мяса и раскаяние, время созерцания своих беззаконий. Англиканская Книга общей молитвы также обозначает Ash среду, как день поста. В других христианских вероисповеданиях эти практики являются необязательными, основное внимание уделяется раскаянию. В Эш-Среду и Страстную пятницу, католикам в возрасте от 18 до 59 лет (если здоровье позволяет это делать) разрешено потреблять только один полный обед, который может быть дополнен двумя меньшими приёмами пищи, не равняющимся по объёму полной еде. Некоторые католики выходят за пределы минимальных обязательств, требуемых Церковью, и потребляют только хлеб и воду. Пепельная среда и Страстная пятница также являются строгими днями воздержания от мяса. Некоторые католики голодают весь период до Пасхи, так как это было традиционное требование Церкви.

В средневековье, за день до Пепельной среды, наступало необходимое ежегодное время исповедания и отпущения своих грехов. Это называлось Масленицей. Аналогичный праздник Марди Гра (Fat Tuesday) являлся также последним днём сезона карнавала, который продолжался до субботы в районах, где наблюдается обряд Амброзии с его поздним Постом.

Голландская традиция имеет обычай есть солёную сельдь в Эш-Среда, чтобы завершить карнавал в Нидерландах.

Даты

Самая ранняя датаПепельная среда ровно за 46 дней до пасхального воскресенья — подвижный праздник, основанный на циклах луны. Самая ранняя её дата может выпасть 4 февраля (что возможно только если Пасха празднуется 22 марта). Такое случалось в 1598, 1693, 1761 и 1818 гг. и в будущем ожидается в 2285-м. Последняя дата Пепельной среды может быть 10 марта (когда пасхальный день выпадает 25 апреля). Так было в 1666, 1734, 1886 и 1943 годах, а затем произойдёт в 2038 г. Пепельная среда никогда не выпадала на липкий день (29 февраля), и этого не случится ещё до 2096 г. Зато в третьем тысячелетии, она выпадет на эту дату несколько раз. Это будет в 2468, 2688, 2840 и 2992 гг. (так бывает, когда Пасха состоится 15 апреля в високосный год, начинающийся в воскресенье).

Наблюдательные церкви

Эти христианские церкви относятся к тем, которые отмечают Пепельную среду особой литургией или служением.

  • Африканская методистская епископальная церковь.
  • Африканская методистская церковь епископального сиона.
  • Англиканское причастие.
  • Церковь Англии.
  • Церковь Северной Индии.
  • Церковь Южной Индии.
  • Епископальная церковь (США).
  • Англиканский континуум.
  • Традиционное англиканское общение.
  • Англиканская католическая церковь.
  • Христианская церковь (ученики Христа).
  •  Христианская методистская епископальная церковь.
  • Некоторые конгрегации Церкви Назарянина.
  • Сообщество Христа.
  • Ecclesia Gnostica.
  • Церковь Евангелического Завета.
  • Независимые католические деноминации.
  • Либерально-католическая церковь.
  • Старая католическая церковь.
  • Лютеранские церкви.
  • Церковь Швеции.
  • Некоторые конгрегации меннонитов.
  • Методистская церковь в Великобритании.
  • Церкви митрополита.
  • Моравская церковь.
  • Реформатские церкви (пресвитерианская, Объединённая церковь Христа и т. д.).
  • Римско-католическая церковь.
  • Объединённая церковь Христовых конгрегаций.
  • Объединённая методистская церковь.
  • Уэслианская церковь.

Пепельная среда ровно за 46 днейВосточная Православная Церковь в целом не соблюдает праздник. Вместо этого в Чистый понедельник начинается Великий пост. Однако существует относительно небольшое число христиан, которые следуют этому Западному обряду. Они действительно соблюдают Пепельную среду, хотя часто в другой день от ранее упомянутых деноминаций, поскольку её дата определяется по православному исчислению Пасхи, что может быть на месяц позже, чем на западе.

Национальный день курения

Ирландия в среду отмечает Национальный день курения. Это связано с отказом от этой привычки во время Великого поста. В Соединённом Королевстве праздник был впервые проведён в 1984 году, и теперь он зафиксирован как вторая среда марта.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *