Страстная неделя (латынь: Hebdomas Sancta или Maior, греч.: Μεγάλη Εβδομάδα, «Святая или Великая седмица») в христианстве — это неделя перед Пасхой. На Западе она включает в себя Вербное Воскресенье, Святую (Шпионскую) среду, Великий четверг, Страстную пятницу и Черную субботу. За этим следует Пасхальное Воскресенье.

Страстная неделя 2019 начинается в воскресенье, 14 апреля 2019 года (в 359 дней) и заканчивается в субботу, 20 апреля 2019 года (в 365 дней).

Даты на Страстную неделю с 2018 по 2025 год

Год Страстная неделя начинается с Страстная неделя заканчивается
2018 25 марта 2018 г. 31 марта 2018 г.
2019 14 апреля 2019 г. 20 апреля 2019 года
2020 5 апреля 2020 г. 11 апреля 2020 г.
2021 28 марта 2021 г. 3 апреля 2021 г.
2022 10 апреля 2022 года 16 апреля 2022 г.
2023 2 апреля, 2023 г. 8 апреля, 2023 г.
2024 24 марта, 2024 г. 30 марта 2024 г.
2025 13 апреля 2025 г. 19 апреля 2025 года

История

В Апостольских конституциях (ст. 18, 19), датированных второй половиной III и IV века можно найти первые упоминания o традиции отмечать Страстную неделю. В этом тексте заповедь плотского воздержания распространялась на все дни, а в пятницу и субботу соблюдается строжайший пост. Дионисий Александрийский в своем каноническом послании (260 г. н. э.) ссылается на 91 пост, подразумевая, что соблюдение их уже стало привычным в свое время. Воздержание относилось к публичному бизнесу, всем действиям в законодательстве в течение 15 дней. Наиболее известна Страстная пятница. Затем последовала Великая суббота, которая связана с ожиданием второго пришествия в пасхальное воскресенье. Другие писания, относящиеся к родственным традициям ранней Церкви, включают «Паломничество Этерии», в котором подробно представлены все соблюдения Страстной недели в то время.

Сегодня, в З. х. ц., среди лютеран, англикан, методистов, пресвитериан и католиков, литургии, используемые для Святой недели, сходны. В Моравской церкви начиная с 1732 г. служба Страстной седмицы является обширной, так как Конгрегация следует за жизнью Христа в его предсмертные дни в ежедневных молитвах, чтении рассказов Евангелия, исполнении гимнов, литургии с кануна — Вербного воскресенья и заканчивая празднованием Пасхи.

Страстная неделя в западном христианстве

Страстная неделя в западном христианстве

Она начинается с Вербного воскресенья. Традиционно этот день отмечает, описанный во всех четырех канонических евангелиях, триумфальный вход Иисуса в Иерусалим. Присутствующие толпы кричали похвалы и махали пальмовыми ветвями. Во многих литургических деноминациях, чтобы ознаменовать вход Мессии в Иерусалим принято иметь пальмовые или другие ветви. Церемония благословения включает в себя чтение Евангельского рассказа о том, как Спаситель смиренно вошел в Иерусалим на осле, напоминая о шествии Давида, и о том, как люди положили ладони на землю перед ним. После этого великого события Иисус начинает свое шествие к распятию. Таким образом, благословение сопровождается торжественным входом в церковь, а участники держат блаженные ветви в руках. Месса или служение включает в себя чтение Страсти, повествования об аресте Иисуса, страданиях и смерти.

С понедельника по среду

Есть традиционные наблюдения, проводимые некоторыми деноминациями в ознаменование определенных событий с последние дни жизни Господа. Среди них:

  • В понедельник некоторые отмечают помазание Иисуса в Вифании (Иоанна 12: 1–11). Другие события включают проклятие смоковницы и Очищение Храма.
  • Во вторник — пророчества Христа о его собственной смерти, как описано в Евангелие от Иоанна 12: 20–36 и 13: 21–38.
  • В среду — Иуда предал Спасителя первосвященникам (Матфея 26:14–25). Вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Его на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению.

Тенебридж

Tenebrae (лат. темнота, мрак) — метафорическое обозначение трёх утренних месс Великого четверга, пятницы и субботы. Вначале зажигались 15 свечей, которые по ходу службы — после каждого из 15 псалмов (включая функционально тождественные им кантики) — гасили, символизируя мрак, всё более охватывавший страдающего Христа; таким образом, после «Benedictus» (последнего кантика) в храме воцарялась кромешная тьма.

Великий (Честный) четверг ознаменован Тайней Вечерей, когда Христос предсказал предательство, отречение Петра, свою смерть и воскресение. События последнего ужина играют разные роли в службах поминовения в зависимости от номинала. В католической церкви единственной в этот день является Месса Вечери Господней, которая открывает период, известный как Пасхальный Тридуум. В богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, кушайте: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие пете Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во прощение грехов» (Мф. 26, 26–28).

В Великий четверг все причащаются, ибо как учит Церковь, христианин, принимая Святое Причастие — Тело и Кровь Господни, таинственно соединяется с Иисусом: в каждой частице Причастия содержится весь Христос. Колокола церкви, в том числе алтарные, могут звонить во время мессы Слава в вышних Богу (Gloria in excelsis Deo). Затем звон стихает, орган и другие музыкальные инструменты могут использоваться только для поддержания пения. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног 12 священникам, изображающих собою собравшихся на вечерю последователей Господа, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

Страстная неделя

Страстная пятница посвящена воспоминанию осуждения на смерть Иисуса, Крестных страданий и кончины Спасителя. В богослужении этого дня рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Его Распятии. У православных христиан это день строгого поста и великой скорби. В конце вечерни Страстной пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой, икон с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

Для католиков и христиан англикан в Страстную пятницу пост определяется в более общем виде как: «Количество съеденной пищи уменьшается». В некоторых странах, таких как Мальта, Филиппины, Италия и Испания, проходят шествия со статуями, представляющими Страсть Христа.

Литургия Римского обряда состоит из трех частей: Богослужение Слова, Поклонение Кресту и Святое Причастие.

Общие молитвы: за Церковь, Папу, евреев, не христиан, неверующих и других.

Почитание Креста: Распятие торжественно открывается перед собранием. Люди поклоняются ему на коленях.

Причастие:

  • Хосты, освященные на мессе предыдущего дня, распространяются среди людей.
  • Служба «Великая пятница» не является празднованием.

Святая (Черная) суббота — это день между распятием Иисуса и его воскресением. В Евангелии все отмечают, что Спаситель был поспешно похоронен в могиле пещеры после его распятия с намерением завершить надлежащие церемонии бальзамирования и погребения в воскресенье. Соблюдающим запреты на Шабат евреям необходимо было быстро завершить надлежащее захоронение.

В Святую субботу для пасхальной службы традиционное время — после заката. Церковь ждет в гробнице Господа в молитве и посте, размышляя о Его Страсти, Смерти, Сошествии в ад, и в ожидании воскресения Иисуса.

В некоторых англиканских церквях, включая Епископальную в Соединенных Штатах, есть обеспечение простой литургии слова с чтениями, посвященными похоронам Христа. Скиния остается пустой и открытой. Свеча, обычно расположенная рядом с ней и символизирующая Присутствие Христа, погашается. Оставшиеся Евхаристические Хосты, освященные в Великий четверг, хранятся в другом месте, обычно в ризнице, с лампой или свечой, горевшей перед ней, могут быть даны как последнее напутствие перед смертью (лат. viaticum, от via — путь, дорога).

Пасхальное бдение

В англиканских, католических, методистских и пресвитерианских традициях этот обряд, один из самых длинных и торжественных, месса продолжается более трех часов, состоит из четырех частей:

  1. Служба света.
  2. Литургия Слова.
  3. Обряд Крещения: Таинства и Подтверждения для новых членов Церкви и Обновление Объятий всему собранию.
  4. Святая Евхаристия.

Литургия начинается после заката в субботу, когда люди собираются внутри неосвещенной церкви. В темноте (часто в боковой часовне церковного здания или, предпочтительно, вне Храма), новый огонь разжигается и благословляется священником. Он символизирует свет спасения и надежды, которые Бог принес в мир через Воскресение Христа, рассеивая тьму греха и смерти. Из этого огня зажигается пасхальная свеча, символизирующая Свет Христа. Она будет использоваться в течение всего празднования Воскресения Христова, оставаясь в святилище Церкви или рядом с кафедрой, а также в течение всего следующего года на крещениях и похоронах, напоминая, что Христос есть «свет и жизнь».

Пасхальное бдение

Освещенные свечи присутствующих рассеивают тьму. Священник несет Пасхальную свечу во главе процессии к входу и в трех точках останавливает и воспевает прокламацию «Свет Христа», на что люди отвечают «Спасибо Господу». Как только процессия завершает пение третьего провозглашения, огни всей церкви зажигаются, за исключением алтарных свечей. Затем кантор исполняет Эксултет (также называемый «Провозглашение Пасхи»). Литургия Слова включает в себя от трех до семи чтений из Ветхого Завета, после следуют два из Нового (Послание и Евангелие). Они должны включать рассказ из Исхода 14 о пересечении Красного моря, рассматриваемый как прообраз крещения и христианского спасения. Каждая сопровождается псалмом или песнопением (например, Исхода 15: 1–18) и молитвой, касающейся Тайн Христа. После звучат Gloria in excelsis Deo, которая была приостановлена во время Великого поста, и звон колоколов. Проводится чтение из Послания к римлянам. Аллилуиа поется впервые с начала поста. Затем следует Евангелие воскресения вместе с проповедью.

Пасха следует сразу же после Страстной недели и начинается с Всенощного бдения, является великим праздником и апогеем христианского литургического года: в этот день отмечается Воскресение Иисуса Христа. Это открытие нового сезона Великой Пятидесятницы или Пасхи.

Во многих латиноамериканских государствах, таких как Мексика, Бразилия, Никарагуа, Гватемала и Перу, а также в Испании и на Филиппинах он именуется праздником Пресвятой Богородицы (Viernes de Dolores). Его иногда также называют «Советом пятницы», из-за выбора Иоанна 11: 47–54, как прохождение Евангелия, прочитанное в Трийденской мессе в тот день, в котором рассказывается о встрече синедриона, решившего – что делать с Иисусом. Его дата ровно за неделю до Великой пятницы.

Вечернее и часто ночное празднование с публичными процессиями пробуждает мысли об эмоциональном состоянии покинутости Девы Марии в Черную субботу, как было предсказано раввином Симеоном о «семи печалях», которые, как аллегорический меч пронзали ее сердце. Она представлена как и тревожная и скорбящая об Иисусе Мария Магдалина; поэтому случае заметно похоже на траурное событие среди людей.

Праздники Святой недели

Славящиеся шествиями Великой седмицы, включают:

Страна Город
Колумбия Санта-Крус-де-Mompox

Попаян

Тунья

Памплона

Коста-Рика Сан-Хосе

Эредия

Гватемала Антигуа
Гондурас Комайагуа

Тегусигальпа

Индонезия Larantuka
Мексика Изтапалапа
Никарагуа Манагуа

Гранада

Леон

Филиппины Ангоно, Ризал

Антиполо

Багио

Балиуаг

Остров

Бантаян Капас

Гуагуа

Илоило

Макати

Манила

Манаоаг, Пангасинан

Мейкауаян, Булакан

Моронг

Нага

Паэте

Параньяк

Сан Пабло, Лагуна

Санта Рита, Пампанга

Сасмуань

Виган

Тагиг

Перу Аякучо

Куско

Хуарас

Тарма

Венесуэла Tacarigua де Mamporal

Guatire

Caracas

Вилья — де — Кура

Вьетнам Tuần Thánh

Праздники Святой недели

Бразилия

Страстная неделя превратилась в один из основных символов бразильской общины, более конкретно в южном городе Кампанха. Страстная неделя начинается в понедельник вечером с Шествия паломников. Священнослужители, несущие крест с фигурой окровавленного Иисуса в большом черном ящике, выходят из церкви и представляют его на главной площади. Затем гроб торжественно принимается в храм после процессии. За пределами церкви проповедь проводится на пасхальные истории о смерти и воскресении Иисуса. После нее хор внутри открытых дверей поет Miserere Маноэль Диас де Оливериа, в то время как черный ящик забирается внутрь церкви, и люди приходят, чтобы поцеловать фигуру Христа.

Шествия во вторник и среду останавливаются в разных часовнях, на каждой из которых большая картина изображает эпизоды «Крестного пути» и поется псалом из него. В четверг утром празднуется Весна Христа, с благословениями масел. После обеденных церемоний в Страстную пятницу следует основное событие недели «Снятие с креста» перед собором, а затем похоронное шествие нашего мертвого Господа. В драме показан Христос, взятый с креста и помещенный в гроб, который затем берут под аккомпанемент «Песни Вероники». В субботу утром драма исполняется молодежью. На следующую ночь отмечается Пасхальное бдение, и улицы превращаются в красивые, многочисленные, сложные, колоритные декорации, подготовленные к следующему дню.

Пасхальное воскресенье начинается перед восходом солнца пением хора и выступлением группы, чтобы отпраздновать воскресение Христа. За колоколами и фейерверком следует месса, которая заканчивается «Примищением Аллилуйи».

Гватемала

Страстная неделя в этой стране включает в себя шествия с изображениями святых на огромных деревянных платформах. Тяжелые анда удерживаются местными жителями, как мужчинами, так и женщинами, которые часто выходят в фиолетовых одеждах. Процессию возглавляет человек, держащий сосуд с благовониями, сопровождаемый звуками небольшого рожка и флейты. Сложные дорожки (alfombras) выстраиваются вдоль улиц во время празднования недели. Пасхальные шествия начинаются с восхода солнца, и все присоединяются к торжествам.

В Аматенанго фигура Иуды, предавшая Христа, была главной темой во время Страстной недели у майя. Священник называет изменника «убийцей Иисуса». Эта фигура использовалась для избиения после выступления «Распятиея» в Великую пятницу, но теперь церемония проходит более спокойно.

Италия

В Сицилии самая известная — Страстная неделя, кульминацией которой является Процессия деи Мистери ди Трапани, дневное шествие с двадцатью носилкамииз древесины, холста и клеевых скульптур отдельных сцен событий Страсти.

Мистери являются одними из старейших постоянно действующих религиозных историй в Европе, которые были сыграны каждую Страстную пятницу с Пасхи 1612 года и длились как минимум 16 непрерывных часов, но иногда значительно превышали 24; они являются самым продолжительным религиозным праздником на Сицилии и в Италии. Подобные, но меньшие или короткие страстные процессии проводятся во многих других сицилийских городах, таких как Эриче и Кальтаниссетта, а также южноитальянских Салерно и Таранто.

Празднование Страстной недели

Мальта

Празднование Страстной недели достигает своей первостепенной важности в Великую пятницу, поскольку католический храм отмечает страсть Иисуса. Праздничные торжества проходят во всех церквях вместе с шествиями в разных деревнях вокруг Мальты и Гозо. Во время празднования повествование о страсти читается в некоторых местах. Страстные пятничные шествия проходят в Биргу, Бормле, Гхаксаке, Луке, Моста, Наксаре, Паоле, Корми, Рабате, Сенглее, Валлетте, и др.

Мексика и Соединенные Штаты: индейцы Яки

Страстная неделя является одновременно и ритуальной, и театральной. Главное событие для аборигенов в этот период начинается в среду вечером, когда люди приходят в церковь верхом а, потом ползут и танцуют почти нагими на полу. Начинает светать, и на звук торжественной музыки люди кричат и делают жертвоприношения. Дети в белых халатах с голубыми нарисованными лицами и темной фигурой с капюшоном, символизирующей предателя Христа, присоединяются к утренней процессии в четверг в церкви. Там они обещают служить Богу в течение следующих трех или пяти лет, пока их глаза не начнут кровоточить так же, как у Христа. В эту ночь, проводят символический поиск Иисуса, когда «фарисеи» посещают различные места на улицах и захватывают «старика». Воскресенье — это долгожданное празднование воскресения Христа, наполненного прекрасными цветами и фейерверками, а усопший поднимается с того места, где он был похоронен. Танцевальная драма исполняется, когда добро побеждает зло.

Филиппины

Великий четверг и Страстная пятница являются национальными праздниками; работа приостановлена ​​в государственных учреждениях и частных предприятиях. Большинство магазинов закрыты, и люди из городов возвращаются в свои родные провинции на долгие выходные.

Страстная неделя отмечается уличными шествиями, в которых представлены колесные каррозы или паланкины с различными символами дня, крестами и сценами «Страстей» под названием «Сенакуло». В отдельных общинах (наиболее знаменитых в Сан-Фернандо, Пампанга) в процессии участвуют верующие, которые как выражение покаяния самобичуются, а иногда даже бывают прибиты к крестам. После 15:00 PHT в Страстную пятницу (время, когда традиционно считается, что Иисус умер), шум смолкает, многие радио и телевизионные станции закрываются, а верующим настоятельно рекомендуется сохранять торжественное и молитвенное расположение до Пасхи.

На мессе в Вербное воскресенье католики несут «паласпас», чтобы благословляться священником. Многие филиппинцы приносят домой пальмовые листья после мессы и помещают их над входными дверями или над окнами, полагая, что это может отогнать злые духи. Священный понедельник знаменует собой начало Пабасы («чтение»), марафонского восхваления Пайсона, эпического стихотворения, повествующего о жизни и смерти Иисуса. Пение, которое продолжается день и ночь, длится целые сутки подряд.

Одна из самых важных традиций Страстной недели на Филиппинах — Visita Iglesia. В Великий четверг верующие посещают несколько церквей, чтобы молиться на Крестовых постах, а по вечерам благоговеть перед каждым алтарем Спасителя.

Последняя месса до Пасхи празднуется также в Великий четверг, как правило, в числе обрядов — омовения ног апостолов. За этой мессой следует шествие Благословенного Таинства, которое должно быть перенесено на Алтарь Заповедника. В Страстную пятницу на Филиппинах отмечаются уличные шествия, Крестный путь, празднование семи последних дней Иисуса (Сите Палабрас) и пьеса Страсти, называемая Синакуло.

Пасхальное воскресенье отмечается радостным праздником, первым из которых является рассветный ×

салубонский обряд, в котором статуи Иисуса и Богородицы сопровождаются вместе, чтобы познакомиться с первым воссоединением Мессии и его матери Марии после воскресения Иисуса. За этим следует радостная Пасха. Большинство католических общин на Филиппинах практикуют это, хотя более популярно отмечается в провинциях.

Испания

Картахена, Кадис, Малага, Севилья, Вальядолид, Паленсия, Херес-де-ла-Фронтера, Замора и Леон проводят сложные шествия в Страстную неделю. Традиция, которая датируется средневековыми временами, которая распространилась на другие города в Андалусии, «Semana Santa en Sevilla» отличается тем, что она демонстрирует процессию «пасо», реалистичные деревянные или гипсовые скульптуры отдельных сцен событий, арест и его погребение или образы Девы Марии, свидетельствующие о горе, пытках и убийстве ее сына.

В Малаге реалистичные деревянные или гипсовые скульптуры называются «tronos», и их передвигают по улицам «costaleros» (переводится буквально как «мужчины-мешки» из-за мешковины, которую носят на шее, для смягчения бремени). Пасо может весить до пяти метрических тонн. Перед ними ходят пенитенты, одетые в длинные фиолетовые одежды, часто с остроконечными шляпами, а женщины в черном, несут свечи до 11 часов. В PASOS создаются и поддерживаются hermandades и cofradías, религиозные братства, которые являются общими для каждой области города, шествующие перед пасо, одетым в римские военные костюмы или покаянные одежды.

Те, кто хочет это совершить, облачаются в схиму с коническими шляпами или капиротами, которые скрывают лицо владельца. «Назаренос» или «Папоны» (это слово типично для Леона) несут процессуальные свечи, могут ходить по улицам города босиком и носить кандалы и цепи на ногах взнак покаяния. В состав входят коллектив духовых оркестров или в случае Картахены и Малаги, например, группа из испанского легиона или других воинских частей, играющая гимны или марше написанные по этому поводу.

сложные шествия в Страстную неделю

Музыка

Музыка для Великой седмицы включает в себя Плач Иеремии Пророка, Реплики на Страстную Неделю, Пасхальные оратории.

Томас Луис де Виктория «s Officium Hebdomadae Sanctae (1585)» содержит настройки 37 текстов для католической литургии. Джезуальдо «s Responsoria» и др. в частности объявление «Officium Hebdomadae Sanctae spectantia (1611)» содержит параметры всех 27 Tenebrae responsories, и несколько другой текстов для использования в Лаудс Великой недели, Leçons de ténèbres, составленный различными французскими композиторами барокко, обычно предназначался для исполнения в вечер Святой среды, Чистый четверг и Страстную пятницу.

Великая седмица в восточном христианстве

В этих церквях Великий Пост заканчивается до Вербного воскресенья. Следующие два дня, образуют переход на Страстную неделю, в которой содержатся продолжающиеся соблюдения в рамках подготовки к Пасхе.

В субботу отмечает восстание Иисуса из мертвых. Основные темы предвосхищают Воскресение Хреста, показывая Мессию, как победителя смерти. В этот день разрешено вино и масло (в русской традиции, также, икра). Вербное воскресенье считается одним из великих праздников Господа и празднуется с рыбой, вином и маслом, самой легкой степенью поста, в соответствии с торжеством. Поскольку это Великий праздник Господень, обычные элементы воскресных служб опущены. Однако некоторые из этих частей найдены в субботней литургии Лазаря.

Страстная неделя называется «Великая». Поскольку православный литургический день начинается на закате (как это было в древности), службы Святого Понедельника — с вечера воскресенья. Тем не менее, в период Страстной недели в большинстве приходов многие службы развиваются с шести до двенадцати часов и отмечаются в ожидании, что это позволяет большему числу верующих присутствовать на более известных службах.

Пост во время Большой и Страстной недели очень строгий — как минимум: молочные и мясные продукты жёстко запрещены, и в большинстве дней алкогольные напитки не допускаются, и масло не используется в приготовлении пищи. Святая Пятница и Суббота особенно могут превышать нормы. Те, кто в силах, считая и монахов, соблюдают их как дни воздержания, а это означает, что в этот период ничего не едят. Те, кто в состоянии, могут получить благословение своего духовного отца, чтобы соблюдать еще более строгий пост, в течение которого они едят только два раза на этой неделе: один в среду вечером и другой после Божественной литургии в четверг.

Великий и священный понедельник по среду

Новый литургический период начинающийся с захода солнца — вечерня, на которой стихеры скандируют, выстраивая тему нового дня.

Ночные службы Orthros часто упоминаются как «Молитва Иисуса», в тему Христа как Наречённого Церкви, выраженная в тропаре, который торжественно скандирует во время них. В эти дни икона «Помазанного» помещается в центре храма, изображая Иисуса в фиолетовой одежде, символизирующей издевательства, и увенчанного терновым венцом.

Та же тема повторяется в exapostilarion, гимн, который исполняется в конце Мессы. Эти службы следуют той же схеме, что и в будние дни Великого Поста. Весь Псалтирь (за исключением Катизма XVII) повторяется в первые три дня Страстной недели. Канон, который поется в этот период является «Триод», то есть, состоящий из трех од вместо обычных девяти, как и в других мессах буднего дня в Триоди.

К концу воскресного вечернего служения (Orthros for Great and Holy Wednesday) исполняется славословие Кассиани. Гимн, (написан в 9 — м веке Kassia) рассказывает о женщине, которая вымывает ноги Христа в доме Симона фарисея. (Лк. 7: 36–50). Большая часть панегирики написана с точки зрения грешницы.

На вечерне в конце понедельника по среду читается Евангелия, в котором излагается тема нового дня, а после можно отметить Божественную литургию Преждеосвященных Даров.

Византийская музыкальная композиция настолько сильно выражает поэзию, что оставляет много людей в состоянии молитвенных слез. Гимн может длиться более 25 минут и является темой всего года.

Великий и священный понедельник по среду

Великий и Честный Четверг

Во многих церквях, особенно греко-православных, служба Святое Посвящение проводится в среду вечером, после Пресвятой Литургии. Это в ознаменование помазания Иисуса и подготовки верующих походу с Христом ко смерти и Воскресение. Те, кто желает получить Безгрешное Причастие Честного Четверга, поощряются к принятию Святых Тайн Иисуса.

Ороты праздника не следуют формату Великого поста (единственное исключение — воспевание Аллилуи вместо Бога — это Господь), но празднуется как Божественная Благодать, имея полный канон. Кроме того, начиная с этой службы больше не будет читаться псалтырь для остальной Страстной недели, за исключением кафизма XVII в Ортросе Великой и Святой Субботы.

Божественное богослужение Тайной вечери проводится утром Чистого Четверга, сочетая с мессой безгрешного Василия Великого. В некоторых церквях есть обычай размещать простую белую льняную ткань над Святым столом (алтарем) для этой Литургии, напоминающей Тайную Вечерю. В соборах и монастырях епископ или игумен (аббат) обычно совершает омовение ног 12 служителям церкви.

Великая пятница

Этот день начинают отмечать с ночи Честного четверга. Во время данной службы распеваются 12 Евангелий, поэтому месса называется «Утреня из Двенадцати Евангелий». Эти уроки перечисляют в хронологическом порядке события от Тайной Вечери до Распятия и погребения Иисуса. В момент, когда говорится о Восхождении на крест, священник выносит больше распятье и икону, и помещает в середину нефа. Она останется в центре церкви до тех пор, пока плащаница на следующий вечер не будет вынесена.

В Великое и Святое утро в пятницу проводится Большая месса. Это торжественное празднование с добавлением гимнов и чтений.

Вечеря Великой и Святой пятницы проводится утром. Фигура Христа снята с креста, а богато вышитая тканевая икона, названная Эпитафия (церковнославянская Плащаница), изображающая Мессию, приготовленного для захоронения, закладывается в «Гробнице», украшенной цветами. В конце службы все поклоняются Эпитафии.

Псалмы Великой и Святой пятницы содержит канон плача Пресвятой Богородицы.

Служба в приходской практике проводится с вечера пятницы. Большая часть мессы состоит из духовенства и верующих, собравшихся вокруг гробницы, повторяющих «Плач», между стихами Кафизма XVII (Псалом 118). В определенный момент священник окропляет раку лепестками роз и святой водой. Ближе к концу службы Эпитафия переносится в процессии при свечах вокруг церкви и верующие поют Трисвятую.

Вечерня, присоединившаяся к Божественной литургии, подается в Великую и Святую субботу, предписанную литургическими книгами, которые будут представляться днем, часто утром. Это служба Прота Анастаси (Первое Воскресение), ознаменовавшая Болота Ада. Незадолго до чтения Евангелия, одежды и облачения меняют с темных многокрасочных цветов на белый, и все настроение службы переходит из траура к радости. Однако верующие еще не приветствуют друг друга пасхальным поцелуем, так как Воскресение еще не объявлено живым.

Если имеются лица, готовые к причастию, они крещены и воссозданы во время чтения в Ветхом Завете.

В субботу вечером Пасхальное бдение начинается около 23:00 с повторения полунощницы. Впоследствии освещение в церкви гаснет, и все остаются в тишине и темноте до полуночи. Затем священник зажигает одну свечу от вечного огня на алтаре (который никогда не гаснет). Свет распространяется от одного человека к другому, пока все не зажгут свечу.

Затем процессия обходит церковь вокруг, воссоздавая путешествие носителей мира, когда они отправились к гробнице Иисуса в первое пасхальное утро. Процессия останавливается перед запертыми дверями храма. Открытие их символизировало «скатывание камня» от гробницы ангела, и все входят в церковь радостно напевая тропарь о Пасхе. Праздничная Орта начинается с Екении (ектения) и восхваление Канона Воскресения Христова.

Одной из кульминаций является совместное использование пасхального поцелуя и чтение Hieratikon (Катехизаторской Проповедь от Иоанна Златоуста) священником. Далее следует Божественная литургия, и каждый православный христианин поощряется исповедоваться и принимать Святое Причастие в этот Блаженный день года, иногда это длится до рассвета. Славяне приносят пасхальные корзины, наполненные яйцами, мясом, маслом и сырыми продуктами, от которых верующие воздерживаются во время Великого поста, чтобы получить благословение священника,  затем они возвращаются домой, чтобы торжествовать с семьей и друзьям.

Во второй половине дня Пасхи празднуется радостное служение под названием «Вспышка Агапе». Во время этой мессы воспевается Великий Прокемион, а урок из Евангелия (от Иоанна 20: 19–25) читается на как можно большем количестве разных языков, сопровождаемый радостным звоном колоколов.

Коптская Православная Церковь

Коптская Православная Церковь

Эти христиане постигают Великий пост в течение 55 дней, включая Страстную Неделю, которую они называют Святой Пасхальной.

Пятница до Вербного воскресенья именуется «Заключительная Великого поста». В этот день ведется специальная служба под названием «The Unction of the Sick». Он состоит из семи молитв и по завершению священник помазывает каждого члена собрания святым маслом.

На следующий день — в прошлую субботу перед Страстной неделей — называется «Лазарь». Ее отмечает коптская церковь, брат Марты и Марии из Вифании. Этот день связан с событиями Страстной недели в том, что Иоанн 12 рассказывает о визите Иисуса в Лазарь непосредственно перед повествованием о событиях в Вербное воскресенье.

Молитвы Вход Госпо́день в Иерусали́м начинаются ночью в субботу Лазаря.

Каждый вечер на Пасхе проводится служба. Она проходит посередине церкви, а не на алтаре, потому что Иисус мучился и был распят на Голгофе за пределами Иерусалима. Жертвенник обнажен от всех его покрытий и реликвий.

Ежедневная служба делится на 5 частей в Первый, Третий, Шестой, Девятый и Одиннадцатый час. Точно так же каждое ночное служение делится на те же пять часов. Тем не менее, в Страстную пятницу добавлено дополнительное время — «Двенадцатый час». В течение каждого из них вначале читается 1-ое пророчество, гимн повторяется 12 раз, псалом исполняется в миноре, один проход из Евангелия читается, и экспозиция завершает час. В канун пятницы четыре чтения, а также произноситься большое пророчество. Со вторника ночью люди не приветствуют друг друга и священников, и даже не целуют в церкви иконы святых, потому что поцелуем Иуда предал Иисуса.

В четверг Страстной недели, также называемой Заветом, молятся и общаются, чтобы символизировать Тайную вечерю Мессы. Кроме того, перед литургией священники собрания в подражание Иисусу, омывают ноги ученикам.

Время с конца пятницы до раннего утра в субботу называется Апокалипсис Ночной. В это время исполняется еще одна литургия, и вся Книга Откровения читается, чтобы символизировать Второе Пришествие.

Серия завершается службой Пасхи в субботу вечером, а затем собранием в церкви, где участники празднуют радость воскресения, едят вместе и заканчивают свой длинный пост, на котором им снова разрешается кушать мясо, рыбу и молочные продукты.

Восточные католические церкви

Традиции и обычаи Страстной недели в целом такие же, как в обрядах соответствующих восточной православной или ассирийской церкви Востока.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *