Страстная пятница — христианский праздник, посвященный распятию Иисуса Христа и его смерти на Голгофе. Это часть Пасхального Тридуума, предшествующего Воскресению Христова, и может совпадать с еврейским соблюдением Песаха. Он также известен как Святая, Великая, Черная или Пасхальная пятница.
Дата варьируется от одного года к другому как и по григорианскому календарю. Восточное и западное христианство не согласно с расчетом даты Пасхи и, следовательно, Страстной пятницы. Великий Пяток — широко организованный официальный праздник во всем мире, в том числе в большинстве западных государств и 12 штатах США. Некоторые страны, такие как Германия, имеют законы запрещающие определенные мероприятия, такие как танцы и скачки, которые считаются оскверняющими торжественный характер дня.
Страстная пятница | |
Тип | Христианский |
Значение | Отмечает распятие и смерть Иисуса Христа |
Праздники | Нет традиционных торжеств |
памятные | Поклонения, молитвенные и служба бдения, пост, милостыня |
Дата | Пятница, предшествующая Воскресению Христова |
2017 г. | 14.04 (З. ц.)
14.04 (В. ц.) |
2018 г. | 30.03 (З. ц.)
6.04 (В. ц.) |
2019 г. | 19.04 (З. ц.)
26.04 (В. ц.) |
2020 г. | 10.04 (З. ц.)
17.04 (В. ц.) |
частота | Ежегодный |
Относится к | Пасха, (которое празднует рождение Иисуса), Септуаэсима, Квинквагезима, Масленица, Пепельная среда, Великий Пост, Неделя ваий, Чистый Четверг и Святая Суббота, которые ведут к Пасхе, Васкресение Хрестова, Вознесение, Пятидесятница, День Духа и Корпус-Кристи, которые следуют за ним. Это связано с Праздником Воздвижения Креста Господня. |
Этимология
Содержание
Англо-саксонское название Святой Пятницы (Good Friday) было «Длинная Пятница» из-за жесткого поста, наложенного на этот день, и кажущегося таким долгим.
Другие языки
Страстная неделя (Karwoche) в Германии начинается с вербного воскресенья (Palmsonntag) и заканчивается чистым четвергом (Gründonnerstag), Страстной пятницей (Karfreitag) и страстной субботой (Karsamstag), завершая тем самым 40-дневный Великий пост (Passionszeit). Страстная пятница (Karfreitag) — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса. Данный церковный праздник выведен в ранг государственного. Его название произошло от старонемецкого слова «kara, chara» — «скорбь, печаль, траур, сетования». Этот день также известен как Стиллер Фрейтаг. В скандинавских странах это называется «Длинная пятница».
Библейские счета
Согласно рассказам в Евангелиях, римские солдаты, следуя за учеником Иисуса Иудой Искариотом, арестовали Мессию в Гефсиманском саду. Изменник получил деньги (30 серебряных монет) и сказал стражам, что они должны взять того, кого он поцелует. После ареста, Иисуса отправили к сыну Сефа Анне, там допрашивали без результата и послали связанного Мессию к первосвященнику Каиафе, где тот собрал синедрион.
Многие очевидцы разноречиво свидетельствовали против Иисуса, но обвиняемый ничего не ответил. Наконец, первосвященник приблизился к Мессии и сказал: «Я заклинаю Живым Богом, вы ли Хрестос, Помазанный Сын Божий?» Иисус неоднозначно произнёс: «Ты сказал это, и со временем увидишь Сына Человеческого, сидящего по правую руку Всемогущего, восходящего на облака Небес». Первосвященник осудил Иисуса за богохульство, а синедрион согласился с приговором смерти. Петр, ожидая во дворе, трижды отрекся от учителя, как предсказал Мессия.
Утром весь собор привел Иисуса к римскому правителю Понтию Пилату с обвинением в том, что он развращает народ, призывает не платить налоги Цезарю и провозглашает себя царем и Сыном Божим. Пилат разрешил еврейским предводителям судить Иисуса в соответствии со своими собственными законами; однако, лидеры ответили, что римляне не разрешат вынести смертный вердикт. Пилат допросил Иисуса и сказал собранию, что нет оснований для приговора. Узнав, что Мессия был из Галилеи, Пилат передал дело их правителю, царю Ироду, который находился в Иерусалиме на праздник Пасхи. Он опросил Иисуса, но не получил ответа и отправил обратно к Пилату. Понтий сказал собранию, что ни он, ни царь Галилея не признали Мессию виновным и решил, что арестанта можно отпустить. Но толпа под руководством первосвященников требовала смерти для Иисуса и на предложение Пилата по случаю праздника отпустить на их выбор Христа или Варавву, простила разбойника, который был заключен в тюрьму за совершение убийства во время восстания. Пилат передал Иисуса на распятие, чтобы предотвратить беспорядки (Матфея 27: 24–26) и в конечном счёте сохранить статус.
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Мессию и с Ним еще двоих, по ту и по другую сторону, а посреди Мессия. Пилат же написал и надпись, и поставил на распятье. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». От Иоанна 19:17–22
Спаситель мучился на кресте в течение шести часов. От 9 утра до 3 дня, тьма обрушилась на всю землю.
В три пополудни, Иисус громко воскликнул: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»
«Жажду», — произнёс Спаситель. Тогда один из воинов наполнил губку уксусом, надел её на трость и поднёс к иссохшим устам Христа.
«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!». Исполнилось обетование Божие. Осуществилось спасение человеческого рода.
Вслед за тем Мессия воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», — и, «преклонив главу, испустил последний вздох».
Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, раздралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное.
Иосиф из Аримафеи, член синедриона и тайный последователь Иисуса, который не согласился на его осуждение, отправился к Пилату, чтобы просить тело Мессии для погребения (Лк. 23: 50–52). Другой тайный последователь и член синедриона по имени Никодим принес около 100 фунтов смеси специй и помог обернуть тело Иисуса (Иоанна 19: 39–40). Пилат попросил подтверждение сотника: был ли Мессия мертв. Солдат пронзил копьем ребра его, вызывая кровь (Иоанна 19:34), и центурион сообщил Понтию, что Иисус мертв.
Иосиф Аримафейский взял тело, обернул в чистый льняной саван и поместил его в свою новую гробницу, которая была вырезана в скале в саду рядом с местом распятия. Никодим также принес 75 фунтов мирры и алоэ и положил в белье с телом в соответствии с еврейскими обычаями погребения. Они закрыли большим камнем вход в гробницу. Затем возвратились домой и отдохнули, потому что Шаббат начался на закате. Мэтт. 28: 1 «После Шаббата, на рассвете в первый день недели, Магдалена и Мария пошли посмотреть на гробницу». «Его здесь нет, он воскрес, как сказал …» (Матфея 28: 6). На третий день, который теперь известен как Пасхальное воскресенье Иисус воскрес из мертвых.
В восточном православном христианстве — называется «Великой и Святой пятницей».
Поскольку жертва Иисуса через его распятие отмечаются в этот день Божественная литургия, никогда не празднуются в Великую пятницу, кроме случаев, если совпадает с праздником Благовещения, который падает на неподвижную дату 25 марта. Также в Великую пятницу священнослужители больше не носят пурпурный или красный цвет, что принято на протяжении Великого поста, а вместо этого надевают черное облачение. Нет «лишения алтаря» в Чистый четверг, как на Западе; вместо этого все церковные завесы превращаются в черные, и они останутся таковыми до Божественной литургии в Великую субботу.
Верующие возвращаются к событиям дня через публичное чтение конкретных Псалмов и Евангелий, пение гимнов вспоминая о смерти Христа. Замечательные Обряды богаты визуальными образами и символами, а также шествиями и гимнами. В православном понимании события Страстной недели — это непросто ежегодное поминание прошлых истории, но верующие действительно участвуют в событиях смерти и воскресения Иисуса.
Каждый час этого дня — новые муки, страдания искупления Спасителя. Отголоски слышны в любом слове нашего богослужения — уникальном и несравненном как в силе нежности и чувства, так и в глубине безграничного сочувствия к страданиям Иисуса. Святая Церковь открывает перед глазами верующих полную картину искупительных мук Господа, начиная с кровавого пота в Гефсиманском саду до распятия на Голгофе. Возвращаясь к прошлым векам в раздумьях, Святая Церковь подводит нас к подножию креста, воздвигнутого на Голгофе, и заставляет присутствовать среди трепещущих свидетелей всех пыток Спасителя.
В Великую пятницу соблюдается строгий пост, взрослые христиане воздерживаются от любой пищи и питья в той мере, в какой позволяет их здоровье. «В данный святой период ни обеда не предлагается, и мы не кушаем в этот день распятия. Если кто-то не может поститься, ему будет дан хлеб и вода после заката солнца. Мы приходим к непорочной заповеди Апостолов».
Утренения Святой и Великой Пятницы
В Византийском христианстве соблюдение этих дней, формально известное как Орден Безгрешной и Спасительной Страсти Господа нашего Иисуса Христа, начинается в четверг вечером утренями Двенадцати Страстных Евангелий. Это 12 чтений из полных четырех книг, в которых рассказывается о событиях Страсти Тайной Вечери через Распятие и погребение Иисуса. В некоторых церквях имеются канделябры с 12-и свечами и после чтения каждого Евангелия одна из них гаснет.
Первое из этих двенадцати декламаций Иоанна 13: 31–18: 1 является самым длинным чтением Евангелия в литургический год и представляется конкатенацией из всех четырех книг. Незадолго до шестого чтения, в котором рассказывается о том, что Иисус пригвозжён к кресту, священник в святилище вносит большое распятие в сопровождении ладана и свечей и помещает в центр нефа (где собирается собрание) Sēmeron Kremātai Epí Xýlou:
Сегодня Тот, кто повесил землю на воде, висел на Кресте (три раза).
Кто является Царем ангелов, одет в терновый венец.
Тот, кто облекает небеса в облака, обернут фиолетовым тряпьем.
Кто в Иордане называет себя сыном Божим, получает удары по лицу.
Помазанный Церкви пригвожден.
Сын Девы пронзен копьем.
Мы поклоняемся Твоей Страсти, О Христос (три раза).
Покажите людям также Славное Воскресение.
Во время службы все идут вперед, чтобы поцеловать ноги Христа на кресте. После Канона, краткий, подвижный гимн, The Wise Thief возвещают певцы, которые стоят у подножия креста в центре нефа. Служба не заканчивается первым Часом, как обычно, но со специальным уходом священника:
Пусть Христос наш истинный Бог, Который для спасения мира терпел плевки, и бичевание, и буйство, и Крест, и смерть, через ходатайства Его самой чистой Матери, наших непорочных и богоносных отцов и всех в святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Королевская часовня
На следующий день, в пятницу, все собираются снова, чтобы помолиться в ней и провести специальное расширенное празднование (включая «Первый, Третий, Шестой, Девятый час и Типицу») с обращением к Священным Писаниям (Ветхий Завет, Послание и Евангелие) и гимнам о Распятии в каждый из часов (некоторые псалмы повторяются с предыдущей ночи). Это несколько более праздничная по характеру служба и имеет свое название «Королевская» в память о Христе-Царе, который смирился и принял смерть за спасение человечества, а также имея в виду тот факт, что эта служба в прошлом посещалась императором и его судом.
Вечерня Святой и Великой Пятницы
Во второй половине дня, все собираются в память о снятии с креста. Чтение Евангелия является конкатенацией, взятой из всех четырех книг. Во время службы тело Христа (сома) удаляется с креста, как говорится в писаниях, упоминание Иосифа Аримафейского, обернутого льняным саваном и взятого к алтарю в святилище.
Ближе к концу службы эпитафия переносится на низенький стол в нефе, который представляет Могилу Христа; его часто украшают обилием цветов. Сама эпитафия изображает тело Иисуса, завернутое в погребальный саван. Священник читает проповедь, и каждый подходит и поклоняется эпитафии.
Утренения Святой и Великая Суббота — уникальная служба, известная как «Плащаница» (Epitáphios, Epitáphios Thrēnos). Она также иногда называется Иерусалимским ужином. Большая часть служения происходит вокруг гробницы Христа в центре нефа.
Уникальной особенностью мессы является распевание Плача или Похвалы (Enkōmia), которые состоят из стихов, исполняемых духовенством между Псалмом 119 (который, безусловно, является самым длинным в Библии). Enkōmia представляют собой наиболее любимые гимны византийской гимнографии, их поэзия и музыка однозначно подходят друг к другу и к духу дня. Они состоят из 185 терцета антифонов, расположенных в трех частях (stáseis или «остановка»), которые вставили между стихами псалма 119, и девять коротких doxastiká («Gloriae») и Богородичны (призывы к Деве Марии). Три части настраиваются каждая на собственную музыку и обычно известны своими первоначальными антифонами: Ἡ ζωὴ ἐν τάφῳ, «Жизнь в могиле», Ἄξιον ἐστί, «Достойна это» и Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, «Все поколения».
В музыкальном плане они могут быть классифицированы как строфические, соответственно 75, 62 и 48 строф. Кульминация Enkōmia происходит во время третьей стадии, с антифоном «Ō glyký mou Éar», оплакиванием Девы ее мертвого сына. В конце Великого славословия, в то время как Трисвятое поется, процессия проходит вокруг церкви, а затем возвращается к могиле. Эпитафия будет лежать в гробнице до Пасхальной службы рано утром в воскресенье. В некоторых церквях эпитафия сопровождается 24 часа в сутки пением Псалмов.
Тропарь (гимн дня) Великой пятницы является:
Благородный Иосиф, сняв с креста самое чистое Тело, обернул его в виссон и помазал его пряностями и поместил в новую гробницу.
Слава Отцу, Сыну и Святому Духу, и ныне, и во веки веков. Аминь.
Ангел пришел к женщинам, несущим ладан к могиле, и сказал:
Мирра подходит для мертвых, но Христос не среди них.
День Поста
Этот храм считает Страстную Пятницу и Святую Субботу быстрой, в соответствии со Статьей 110 Сакросанктюмского Собора. В Латинской Церкви, постными днями считаются имеющие только один полный обед и два перекуса — хотя это может соблюдаться менее строго в субботу, чем в Страстную пятницу — и на которой верующие воздерживаются от еды мяса. Вот почему во многих местах есть типичная «Рыбная пятница».
Служба дня
Римский обряд не имеет никакого празднования Мессы между Вечери Господней в Великий Четверг и Навечерие Пасхи, если специальное разрешение не предоставляется для редких торжественных или особых случаев со стороны Ватикана или местного епископа. Единственными таинствами, которые отмечались в это время, являются Крещение (для тех, кто находится под угрозой смерти), Покаяние и Помазание Больного. Хотя празднования Евхаристии нет, оно распространяется среди верующих только в Служении Страсти Господня, но также может быть принято в любой час больным, которые не присутствовал на этой службе. В данный период кресты, подсвечники и алтарные ткани удаляются с алтаря, который остается полностью голым, хотя эти вещи постепенно добавляются к нему в рамках церемонии. А также принято опорожнять священные водные шрифты в процессе подготовки благословения воды на Пасхальном бдении. Традиционно в Страстную пятницу или в субботу до Воскресение Христа не звонят колокола.
Празднование Страсти Господня происходит днем, идеально в три часа, но по определенным причинам может быть выбрано более позднее время. Используемые облачения — традиционные красные (чаще) или черные. До 1970 г. одеяния были темными, за исключением обряда причастия, когда применялись фиолетовые облачения. Если епископ или аббат празднует, он носит гладкую митру.
Литургия
Литургия Слова начинается с входа в глубокой тишине, без пения духовенства и помогающих служников. Затем они молча совершают полное построение, означающее унижение «земного человека». Это также символизирует горе и печаль Церкви. Затем следует череда молитв и чтения или распевания Исайи 52: 13–53: 12, Евреям 4: 14–16, 5: 7–9 и Страсти из Евангелия от Иоанна, традиционно распределённые между тремя дьяконами. Эта часть литургии завершается оратациями солемен, серией молитв о спасении Храма, Папы, священнослужителей и мирян Церкви, тех, кто готовится к крещению, единству христиан, еврейскому народу, тем, кто не верит в Христа. После каждого молитвенного намерения дьякон призывает присутствующих опуститься на колени в течение короткого периода личного славословия.
Поклонение Кресту проходит у распятия, необязательно того, что обычно на алтаре или рядом с ним в другое время года, торжественно обнародованного и представленного в собрании. Каждый верующий, обычно, целует древо креста, во время пения гимна и Improperia («Упреки») с Трисвятым.
Святое Причастие совершается в соответствии с ритуалом, основанным на обряде последней части мессы, начиная с Отца, но опуская церемонию «Разделения хлеба» и связанное с ней воспевание «Агнус Деи». Евхаристия, освященные мессы Вечери Господней на Святой четверг, распространяется на эту службу. До реформы Папы Пия XII только пресвитеры получали Причастие в рамках того, что называлось «Мессой Посвященного», в которое включались обычные молитвы Оперутории, с размещением вина в чаше, но который опущен Canon мессы. Затем служащие и люди уходят в тишине. Кроме распятия и двух или четырех подсвечников, алтарь убирается, оставляя жертвенник голым.
Богослужение Крестного пути
В дополнение к предписанному литургическому канону, часто проводятся молитвы либо в церкви, либо за ее пределами, а служение может выполняться с полудня до 15:00, известное как «Агония трех часов». В таких странах, как Мальта, Италия, Филиппины, Пуэрто-Рико и Испания, проходят шествия со статуями, изображающими Страсти Христа.
В Риме Папа Иоанн Павел II вечером в Страстную пятницу возглавил традиционную церемонию Крестного пути (Via Crucis) у древних стен Колизея в Риме накануне главного христианского праздника — Пасхи. Крестный ход, посвященный воспоминанию о смерти Иисуса Христа, уже 40 л. ежегодно проводится в пятницу Страстной недели у античного цирка Колизея, где принимали мученическую смерть первые христиане. Участники шествия вокруг древнеримского амфитеатра соорудили 14 остановок — ровно столько же, сколько сделал Иисус, поднимаясь на Голгофу к месту своего распятия.
В польских церквях в святилище открыта рака Могилы Христа. Многие из боголюбивых тратят долгие часы ночью, скорбя, целуя раны тела Господа. Верующие, особенно в Святую субботу, посещают фигуру Иисуса в его могиле, сделанную в натуральную величину. У гроба могут быть цветы, свечи, фигуры ангелов, стоящие на страже, и три креста на вершине горы Голгофа и многое другое. Каждый приход стремится придумать самое художественно и религиозно запоминающееся строение, в котором на видном месте изображено Святое Таинство, задрапированное завесой.
Деяния возмездия Иисусу Христу
Римско-католическая традиция включает в себя особые молитвы как акты преданности и возмещения за страдания и оскорбления, которые испытывал Иисус во время его Страсти в Страстную пятницу. Эти Акты возмещения Христу не связаны с ходатайством о проживании или умершем бенефициаре, но направлены на исправление грехов против Иисуса.
В своем энциклике Miserentissimus Redemptor о репарациях Папа Пий XI назвал «Акты возмездия» Иисусу Христу обязанностью для католиков и окрестил их «некоторой компенсацией за ущерб» в отношении страданий Иисуса.
Папа Иоанн Павел II сослался на Акты возмещения как на «непрекращающееся усилие стоять рядом с бесконечными крестами, на которых Сын Божий продолжает быть распят».
Англиканское общение
В Книге совместной молитвы 1662 года не указывалось особого обряда, который должен соблюдаться в Страстную пятницу, но местный обычай пришел к принятию множества служб, в том числе «Семь последних слов с креста» и трехчасовое — состоящее из «утрени», «Ante-communion» (используя Зарезервированное Таинство в высоких церковных приходах) и Эвенсонг. В последнее время пересмотренные издания Молитвенника и общего культа были вновь введены Реформации в соблюдение Страстной пятницы, соответствующие тем, которые существуют в современной Римско-католической церкви.
Лютеранские храмы
В протестантской традиции с 16 по XX век Великая Пятница была самым важным религиозным праздником, требующим воздержания от всего мирского. В то время лютеранство не имело ограничений на празднование Евхаристии в Страстную пятницу; наоборот, он был главным день, чтобы получить причастие и служба часто углубляется специальной музыкой, такой как Страсти по Матфею Иоганна Себастьяна Баха.
Совсем недавно лютеранская богослуженческая практика приняла этот праздник, как часть более широко отмечаемой большой Троицы: Чистый Четверг, Страстная Пятница и Всенощное Бдение. Лютеранская церковь празднует тенебридж, служба обычно проводимая при свечах и состоящая из сборника рассказов из четырех Евангелий. Будучи названным «Tenebrae», он мало похож на ныне подавленный католический монашеский обряд с тем же именем. Литургия Страстной пятницы, в лютеранском ритуале, книга почитания Евангелической протестантской церкви в Америке, указывает службу, подобную пересмотренной римско-католической мессы. Обряд для преклонения распятому Христу включает в себя обязательное пение «Торжественных псалмов» в обновленном и переработанном виде, которые устраняют некоторые антиеврейские настроения в предыдущих версиях.
Под влиянием экуменического богослужебного движения за возрождение и в попытке восстановить образцы поклонения из ранней церкви, многие лютеранские общины уходят от длительных проповедей, сосредоточенных на драматическом и сентиментальном воспоминании о изречениях Иисуса «Семь последних слов», собраний из четырех Евангелий, к более преданной практике, которая делает акцент на торжестве креста и единичном библейском рассказе о страстном повествовании из Евангелия от Иоанна.
Другие протестантские традиции
Многие иные евангелические общины также проводят специальные службы в этот день. Моравийцы отмечают Lovefeast в Страстную пятницу, как причащение с Чистого Четверга. В некоторых общинах нередко проводятся межконфессиональные службы в Страстную пятницу.
Отдельные баптисты, 50-ки, многие саббатские и недемократические церкви выступают против соблюдения праздника, рассматривая это как традицию паписта, и вместо этого отмечают Круцификс в 3 день недели, чтобы совпасть с еврейской жертвой Пасхи — баранины. В среду Распятие Иисуса позволяет ему быть в гробнице («сердце земли») 3 дня и три ночи, место двух (по заключительному подсчету, как это было нормой в то время), если он умер в пятницу. День подготовки — это Пасха, вместо пятничного утра, когда синоптические евангелия касаются субботы, и считают, что это относится к Шаббат, которая проходит в праздничные дни, а не обычную еженедельную субботу.
Связанные обычаи
Во многих странах с сильными христианскими традициями, такими как Австралия, Бермудские острова, Бразилия, Канада, государства Карибского бассейна, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Чехия, Эквадор, Финляндия, Германия, Мальта, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Филиппины, Сингапур, Испания, Швеция, Соединенное Королевство и Венесуэла, этот день отмечается как общественный или федеральный праздник. В Америке 12 штатов справляют Страстную пятницу как государственное торжество: Коннектикут, Техас, Делавэр, Гавайи, Индиана, Теннесси, Флорида, Кентукки, Луизиана, Нью-Джерси, Северная Каролина и Нордовая Дакота. Германия и отдельные страны, имеют законы, запрещающие определенные мероприятия, такие как танцы и скачки, которые считаются оскверняющими торжественный характер дня.
Австралия
Страстная пятница является праздником по государственным и территориальным законам во всех штатах и Австралии. Вообще говоря, магазины в австралийских городах (кроме Северных и столичных районов) должны оставаться закрытыми на время Великой пятницы, хотя есть определенные магазины, которым разрешено работать. Во всех школах и университетах Австралии Страстная пятница попадает на школьные каникулы, за исключением Северной территории. Например, в 2018 году, когда Великая пятница попадает на 30 марта, только Квинсленд и Виктория будут иметь школьные каникулы, совпадающие со Страстной пятницей. Подавляющее большинство предприятий закрыты в этот день, хотя некоторые рекреационные, такие как Sydney Royal Easter Show, продолжают работать.
Многие государства теперь начинают свои школьные каникулы в начале апреля независимо от Пасхи.
Канада
Страстная пятница является нерабочей по федеральным законам. В провинции Квебек работодатели могут выбрать выходной день либо в Страстную пятницу, либо в Пасхальный понедельник.
Куба
В онлайн-статье, опубликованной 31 марта 2012 года Католическим информационным агентством Алехандро Бермудес, президент Рауль Кастро с Коммунистической партией и его советниками постановил, что Страстная пятница в этом году станет праздником. Это был ответ Кастро на просьбу, сделанную лично ему Папой Бенедиктом XVI во время апостольского визита на остров. Этот шаг последовал за небольшими успехами в отношениях между Кубой и Ватиканом, в результате которых Фидель Кастро по просьбе Папы Иоанна Павла II объявил Рождество торжеством. Теперь оба эти дня — ежегодные празднества на Кубе.
Гонконг
Несмотря на передачу суверенитета от Великобритании к Китаю в 1997 году, Страстная пятница продолжает оставаться государственным праздником. Правительственные офисы, банки, почтовые отделения и большинство предприятий закрыты в этот день.
Ирландия
Здесь Страстная пятница не является официальным государственным праздником, но большинство нерыночных предприятий закрываются в течение дня. В качестве католической страны в Ирландии проводятся религиозные обряды. Нельзя продавать алкоголь в Страстную пятницу, за некоторыми исключениями. Сектор общественного питания и туризма высказывают критику на запрет, но социальные опросы говорят о существенной поддержке. В Северной Ирландии аналогичный заказ действует в этот день до 17:00.
Малайзия
Хотя это страна с мусульманским большинством, Страстная пятница объявляется государственным праздником в штатах Сабах и Саравак в Восточной области, поскольку там существует значительное христианское коренное население.
Мальта
Празднование Страстной недели достигает своей вершины в пятницу, поскольку Римско-католическая церковь отмечает страсть Иисуса. Торжественные церемонии проходят во всех храмах вместе с шествиями в разных деревнях вокруг Мальты и Гозо. Во время празднования читается повествование о страсти, в некоторых местах проводится «Поклонение кресту». Страстные пятничные шествия проходят в Бергу, Бормле, Гхаксаке, Луке, Моста, Наксаре, Паоле, Корми, Рабате, Сенглеа, Валлетте, и др.
Филиппины
В преимущественно римско-католической стране, в этот день проводятся уличные Крестные шествия, воспевание Пасьона и исполнение пьес Сенакуло или Страсти. Некоторые преданные участвуют в самобичевании и даже самораспятии как выражение покаяния, несмотря на риски для здоровья и сильное неодобрение со стороны Церкви.
Церковные колокола не звонят, а мессы не отмечаются, в то время как на телевидении представлены художественные и документальные киноленты и шоу, посвященные культовому событию и прочим темам, связанным с католической верой. Торговые центры, магазины и рестораны, как правило, закрыты.
После трех часов дня (время, когда традиционно считается, что Иисус умер), верующие преклоняются кресту в местной церкви и следуют процессии погребения Спасителя. Люди молятся образу мертвого Христа.
Соединенное Королевство
В Великобритании Страстная пятница была исторически общепринятым праздником и признана официальным праздничным днем. Все государственные школы закрыты, и большинство предприятий относятся к нему как к празднику, но многие розничные магазины остаются открытыми. Государственные службы в Северной Ирландии действуют в этот день, заменяя пасхальный вторник на праздник.
Соединенные Штаты
Страстная пятница не является государственным торжеством на федеральном уровне; однако, отдельные округа и муниципалитеты отмечают празднование. Этот день официально является праздником в Коннектикуте, Делавэре, Флориде, Гавайях, Индиане, Кентукки и др. Государственные и местные правительственные учреждения, суды, некоторые банки и почтовые отделения в этих штатах закрыты. Страстная пятница также является праздником на американских территориях Гуама, Виргинских островов и Пуэрто-Рико.
Фондовые рынки закрыты в Страстную пятницу, но торги обмена иностранной валюты и облигаций функционируют неполный рабочий день. Большинство розничных магазинов остаются открытыми. Государственные школы и университеты часто не работают в Страстную пятницу либо в качестве собственного праздника, либо в рамках весенних каникул. Почтовая служба и банки, регулируемые федеральным правительством, не закрываются в этот период.
Вычисление даты
Даты Великой пятницы, 2015–2030 гг. | ||
Год | Западная | Восточная |
2015 | 3.04 | 10.04 |
2016 | 25.03 | 29.04 |
2017 | 14.04 | |
2018 | 30.03 | 6.04 |
2019 | 19.04 | 26.04 |
2020 | 10.04 | 17.04 |
2021 | 2.04 | 30.04 |
2022 | 15.04 | 22.04 |
2023 | 7.04 | 14.04 |
2024 | 29.03 | 3.05 |
2025 | 18.04 | |
2026 | 3.04 | 10.04 |
2027 | 26.03 | 30.04 |
2028 | 14.04 | |
2029 | 30.03 | 6.04 |
2030 | 19.04 | 26.04 |
Страстная пятница — перед Пасхой, по-разному рассчитана для разных конфессий христиан. Пасха выпадает на первое воскресенье после полной луны или 21 марта, которая считается датой весеннего равноденствия. Западный счет применяет григорианский календарь, в то время как восточный использует юлианский, по которому 21 марта теперь соответствует 3 апреля по григорианскому летоисчислению. Расчеты для определения даты полнолуния также различаются.
В Восточном христианстве Пасха может падать между 2.03 и 25.04 по юлианскому календарю (таким образом, с 4.04 по 8.05 по григорианскому, в период 1900 и 2099 г.), поэтому Страстная пятница может падать между 20.03 и 23.04, включительно (или с 2.03 по 6.04 с точки зрения григорианского календаря).
Культурные ссылки
Страстная пятница приобретает особое значение в сюжете музыкальной драмы Ричарда Вагнера «Парсифаль», в которой содержится оркестровая интерлюдия, известная как «Хорошая пятница».
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!