Василий Кесарийский также называемый Святой (Ἅγιος Βασίλειος ὁ Μέγας, А Gios Basíleios о Мегас, Коптский; 329 или 330 1 января или 2, 379), — греческий епископ из Кесарии Масака в Каппадокии, Малая Азия (современная Турция). Он был влиятельным богословом, который поддерживал Никейский Символ веры и выступал против ересей ранней христианской церкви, борясь с арианством и последователями Аполлинария из Лаодикии.

Его способность сбалансировать свои богословские убеждения с политическими связями сделала Василия мощным сторонником никейской позиции.

В дополнение к работе в качестве богослова, епископ был известен своей заботой о бедных и обездоленных. Василий установил руководящие принципы для монахов, сосредоточенные на социальной жизни, литургической молитве и труде. Вместе с Пахомием он вспоминается как отец общинного монашества и почитается святым традициями как восточного, так и западного христианства.

Василий, Григорий Назианцус Василий, Григорий Назианцус и Григорий Нисский в совокупности называются Отцами Каппадокии. Восточные Православные и Католические Церкви дали ему, вместе с Иоанном Златоустом, титул Великого Архиерея. Василий признан Доктором в Римско-католической церкви. Его иногда называют эпитетом Ouranophantor (греческий: Οὐρανοφάντωρ), «раскрывающим небесные тайны».

 Жизнь 

Ранняя жизнь и образование

Теология Грегори Тауматургуса, ученика Оригена, повлияла на епископа через его бабушку Макрину.

Святой Василий Великий
Епископ, Исповедник и Доктор Церкви; Великий Иерарх
Родился 329 или 330
Кейсария, Каппадокия ,
Умер 1 или 2 января, 379 (в возрасте 48-50 лет)
Кейсария, Каппадокия
Почитаемый в Восточная православная церковь
Восточное православие
Римско-католическая церковь
Англиканское причастие
Лютеранство
Канонизированный Предварительно Конгрегации
Праздник
  • 1 января  и 30 января  (Восточные Православные Церкви)
  • 2 января ( Общий римский календарь, англиканство )
  • 10 января ( Лютеранская церковь — Миссурийский Синод, Висконсинский евангельский лютеранский синод )
  •  15 января / 16 января ( високосный год ) и ( Tobi 6 / Thout 13 (Коптская православная церковь Александрии и эфиопская православная церковь Тевеэхо)
  • 14 июня (Общий римский календарь с 13-го по 1969 год, Епископальная церковь)
Атрибуты наделенный епископом, носящий омофорион , держащий книгу Евангелия или свиток. Святой Василий изображен в иконах как тонкий и аскетичный с длинной, сужающейся черной бородой.
Протекция Россия, Каппадокия, администраторы больниц, реформаторы, монахи, образование, экзорцизм, литургисты

Василий, Григорий Назианцус Мальчик родился в богатой семье Василия Старшего, и Эммелии Оф Каесарея, в Каппадокии, около 330. Его родители были известны своим благочестием. Дед по материнской линии являлся христианским мучеником, казнённым за годы до преобразования Константина I. Его благочестивая вдова, Макрина, сама последовательница Грегори Тауматургуса (основавшего соседнюю церковь Neocaesarea), подняла Василия и его четырёх братьев и сестёр, которых также можно почитать как святых: Макрина Младшая, Накратий, Петр Себастский и Григорий Нисский.

Василий получил более формальное образование в Кесарии Мацака в Каппадокии (современное Кайсери, Турция) около 350–51. Там встретил Григория Назианзуса, который станет ему пожизненным другом. Вместе они отправились в Константинополь для дальнейших исследований, включая лекции Либания. И также провели почти шесть лет в Афинах, начиная примерно с 349, где встретились со студентом, который станет императором Джулианом Отступником. Василий покинул Афины в 356 г., а после поездок в Египет и Сирию, вернулся в Кесарию, где в течение 12 месяцев практиковал закон и преподавал риторику.

Жизнь Василия радикально изменилась после того, как он встретил Евстафия Себастея, харизматичного епископа и аскета.

Отказавшись от юридической службыОтказавшись от юридической и педагогической карьеры, Василий посвятил свою жизнь Богу. В письме описывалось его духовное пробуждение:

«Я потратил много времени на безумие и провёл почти всю юность в тщетных трудах и преданности учениям мудрости, которые Бог сделал глупо. Внезапно я проснулся как из глубокого сна и увидел чудесный свет истины евангелия, и узнал ничтожество мудрости князей мира сего».

Аннези

После своего крещения Василий путешествовал в 357 году в Палестину, Египет, Сирию и Месопотамию для изучения аскета и монашества. Он распределил своё состояние среди бедных. Затем  ненадолго отправился в уединение недалеко от Неокесарии Понтуса (походный день Никсара, Турция) на Ирис. Василий, в конце концов, понял, что, хотя он уважал благочестие и молитвенность аскета, уединённая жизнь не прельщала его. Евстафий из Себасте, видный анчор возле Понта, наставник Василия. Тем не менее они также в конечном счёте отличались по догме.

Собрав вокруг себя группу единомышленников, учеников, куда входил в том числе и его брат Петр, вместе они основали монашеское поселение в поместье его семьи рядом с Аннези (современный Сонуса или Улукий, недалеко от слияния рек Ирис и Ликос). Его овдовевшая мать Эммелия, сестра Макрина и несколько других женщин присоединились к Василию и посвятили себя благочестивой жизни молитвенных и благотворительных работ (некоторые утверждали, что Макрина основала это поселение).

Здесь Василий писал об аскетической общинной жизни. Его работы стали ключевыми в развитии монашеских традиций Восточной Церкви.

В 358 году ВасилийВ 358 году Василий пригласил своего друга Григория Назианзуса в Аннеси. Когда тот в итоге прибыл, они вместе изучали Original’s Philocalia, сборник работ Оригена. Затем Грегори решил вернуться к своей семье в Назианцусе.

Василий посетил Константинопольский собор (360). Сначала он встал на сторону Евстафия и гомосексуалистов, полуарианской фракции, которая учила, что «Сын был похож на Отца, ни то же (одновещество), ни отличное от него». Гомородцы выступали против арианства Евномиуса, но отказались присоединиться к сторонникам Никейского Символа веры, который утверждал, что члены Троицы были одного вещества (homoousios). Тем не менее епископ Василий, Дианий Кесарийский, подписался только на более раннюю Никейскую форму соглашения. Базиль, в конце концов, отказался от гомосексуалистов и проявился вместо этого в качестве сильного сторонника Никейского символа веры.

Кесария

В 362 году епископ Антиохийский Мелетий рукоположил Василия как дьякона. Затем Евсевий вызвал его в Кесарию и назначил его пресвитером Церкви там в 365 году. Церковные мольбы, а не собственные желания, таким образом, изменили его карьерный путь.

Василий и Григорий Назиангус провели следующие несколько лет, сражаясь с арианской ересью, которая грозила разделить христиан Каппадокии. В тесном братском сотрудничестве они согласились на великий риторический конкурс с совершенными арийскими богословами и риторами. В последующих публичных дебатах под председательством агентов Валенса друзья выступили триумфально. Этот успех стал подтверждением, что их фьючерсы лежат в управлении Церковью. Затем Василий занялся функциональным руководством города Кесарии. Сообщается, что Евсевий ревновал к репутации и влиянию, которые он быстро развивал, и позволил Базилю прийти к своему более раннему уединению. Позже, однако, Грегори убедил друга вернуться. Василий сделал это и стал эффективным менеджером города в течение нескольких лет.

В 370 г. Евсевий умер, и Василий был выбран вместо него и освящён епископом 14 июня 370.

Его рвение к учениюЕго новый пост также дал полномочия экзарха Понтия и митрополита пяти суфражистских епископов, многие из которых выступали против него на выборах преемника Евсевия. Именно тогда его большие силы призваны к действию. Кровавый и несколько властный, Василий был также великодушным и симпатичным. Он организовал полевую кухню и раздавал еду нуждающимся во время голода после засухи, пожертвовал личным семейным наследством для бедных своей епархии.

Из его писем известно, что он активно работал над реформированием воров и проституток, поощрял духовенство не испытывать соблазна богатством или сравнительно лёгкой жизнью священника. Василий лично заботился о выборе достойных кандидатов для орденов. У него также хватило смелости критиковать государственных должностных лиц, которые не выполнили свой долг по отправлению правосудия. В то же время Базиль проповедовал каждое утро и вечер в своей церкви перед большими собраниями. В дополнение ко всему вышесказанному, он построил комплекс недалеко от Кесарии, называемый Базилиадом, который включал бедный дом, хоспис и больницу, и был сравнен Грегорием Назианцусом с чудесами света.

Его рвение к ортодоксииЕго рвение к ортодоксии не ослепило его и ради мира и милосердия. Он был доволен отказом от использования ортодоксальной терминологии, когда её можно отдать без жертвы истины. Император Валенс — приверженец арианской философии, отправил своего префекта Модесту, по крайней мере, согласиться на компромисс с фракцией Ариана. Непосредственный отрицательный ответ Василия побудил Модеста сказать, что никто никогда не говорил с ним таким образом раньше. Василий ответил: «Возможно, вам ещё не приходилось иметь дело с епископом». Модестус сообщил Валенсу, что он не верит в применение силы против Василия. Очевидно, император не хотел действовать жёстко, но тем не менее издавал приказы, изгоняющие Василия несколько раз, ни один из которых не удался. Валенс пришёл сам, чтобы присутствовать, когда Василий служил Божественную литургию на праздник Богоявления (Крещение), и в то время был настолько впечатлён Василием, что пожертвовал ему землю для строительства Базилиада. Это взаимодействие помогло определить пределы государственной власти над церковью.

Василию пришлось столкнуться с растущим распространением арианства. Эта система убеждений, которая отрицала, что Христос единосущный с Отцом, быстро завоёвывала приверженцев и была замечена многими, особенно наиболее знакомыми в Александрии, как представляющими угрозу единству церкви. Василий вошёл в связь с Западом, и с помощью Афанасия он попытался преодолеть своё недоверчивое отношение к гомосексуалистам.

Трудности были усиленыТрудности были усилены, введя вопрос о природе Святого Духа. Хотя Василий объективно выступал за единосущность его с Отцом и Сыном, он принадлежал тем, кто, верный восточной традиции, не допустил бы предикат homoousios к первому; за это Василия упрекали православные фанатики среди монахов уже 37 лет, и Афанасий защитил его. Он поддерживал отношения с Евстафием, несмотря на догматические различия.

Василий переписывался с Папой Дамасом в надежде, что римский епископ осудит ересь, в независимости, где та проявляется на Востоке или на Западе. Папа, очевидно, проявил безразличие.

Смерть и наследие

Базил умер до того, как закончились фракционные беспорядки. Он страдал от заболевания печени; излишняя аскетическая практика также способствовала ранней кончине. Историки несогласны с точной датой смерти Василия. Великий институт перед воротами Кесарии, Птохоптофеион или «Базилеид», который использовался как бедный дом, больница и хоспис, стал прочным памятником заботы епископа о нуждающихся.

Многие из сочинений и проповедей святого Василия, в частности, по темам о деньгах и власти, продолжают оспаривать христиане сегодня. 

Сочинения

СочиненияОсновными богословскими трудами Василия являются: «О Святом Духе», ясное и назидательное обращение к Писанию и ранней христианской традиции (доказательство божественности Святого Духа) и его опровержение защитительной речи Нечестивого Евномия, написанное примерно в 364 году, сочинения против Евномия Кизикуса, главного экспонента аномионизма. Первые три книги Опровержения — его работа; авторство четвёртой и пятой обычно считается сомнительным.

Он был известным проповедником и многие из его проповедей, включая серию постных лекций на Шестоднев (Hexaëmeros, «Шесть дней Творения»), и экспозиция псалтыри, сохранились. Некоторые, например, против ростовщичества и о голоде в 368 году, ценны для истории морали; другие иллюстрируют честь, отдаваемую мученикам и реликвиям. Совет молодым людям не игнорировать классическую литературу показывает, что Василий был продолжительно под влиянием собственного образования, которое научило его ценить пропедевтическую важность классиков.

В экзегетике Василий был большим поклонником Оригена и считал необходимостью духовное толкование Писания. В одной из своих работ он утверждает, что «взять прямой словесный смысл и остановиться там, это значит иметь сердце, покрытое завесой еврейского буквализма. Лампы бесполезны, когда светит солнце». Он часто подчёркивает необходимость заповедника в доктринальных и сакраментальных вопросах. Вместе с тем Василий был против диких иносказаний некоторых современников. Об этом он писал:

Я знаю законы аллегории«Я знаю законы аллегории, хотя и меньше чем другие. Есть те, кто не признаёт здравого смысла Писания, для которого вода не живительная жидкость, а некая другая природа. Они видят в растении, рыбе, свои причудливые желания, которые изменяют характер рептилий и диких зверей в соответствии с их аллегориями как толкователи, объясняющие видения во сне, чтобы заставить их служить своим целям».

Его монашеские тенденции проявляются в Морали и Аскетике (иногда неверно переводимых как Правила Святого Василия) — этических пособиях для использования в мире и в монастыре, соответственно. Было много дискуссий относительно подлинности двух произведений, известных как Большой и Малый Аскетикон.

В этических руководствах и моральных назиданиях иллюстрируются практические аспекты его теоретического богословия. Например, именно в проповеди лазиканцам мы находим, объяснение, что наша общая природа обязывает относиться к естественным потребностям соседей (например, к голоду, жажде), как к собственным.

Его триста писемЕго триста писем показывают богатый и наблюдательный характер, который, несмотря на проблемы со здоровьем и церковными волнениями, оставался оптимистичным, нежным и даже игривым. Его основные усилия в качестве реформатора были направлены на улучшение литургии и на перестройку монашеских институтов Востока.

Большая часть его сохранившихся работ доступны в Patrologia Graeca, которая включает латинские переводы различного качества. Некоторые из творений епископа появились в конце двадцатого века в сборнике Источники Хреенн.

Литургические вклады 

Святой Василий Кесарийский занимает очень важное место в истории христианского служения. Литургическое влияние епископа хорошо подтверждено в ранних источниках. Хотя в наше время трудно точно узнать, какие части Божественных литургий, которые носят его имя, на самом деле являются его работой, обширный корпус молитв, приписанных ему, сохранился в различных восточнохристианских церквях. Традиция также приписывает епископу возвышение иконостаса до его нынешней высоты.

Василий Кесарийский литургияБольшинство литургий, носящих имя Василия, являются не полностью его работой в их нынешнем виде, но тем не менее сохраняют воспоминание о его деятельности в области формирования литургических молитв и пропаганды церковной песни. Учёные-патристики считают, что такие служения «безошибочно несут личную руку, ум и сердце» этого епископа.

Приписанная ему Божественная литургия святого Василия Великого — несколько длиннее, чем более распространённое Богослужение Иоанна Златоуста. Разница между ними заключается в молчаливых молитвах, упомянутых священником, и в использовании гимна для Богородицы, всего сотворения, вместо аксионской эстины Литургии святого Иоанна Златоуста. Последняя, по большей части, используется в восточно-православных и византийских католических литургических традициях, заменив Литургию святого Василия. Однако, в определённые праздничные дни она по-прежнему используется: Великий пост, первые пять воскресений, Святой четверг и суббота, Eves от Рождества и Богоявления. И также эта литургия проходит на праздник святого Василия, 1 января (по юлианскому календарю).

Множество молитв, сохраняемых Восточными Церквями, приписывают епископу, в том числе три «Изгнания экзорцизма», несколько Утренних и Вечерних. «Молитва Часов» тоже используется очень часто, она читается при каждом служении Ежедневного Управления. И также на вечерне Пятидесятницы в византийском обряде священником произносятся «Наставные молитвы».

Влияние на монашество 

Влияние на монашествоБлагодаря примерам и учениям святой Василий реформировал суровые практики, которые ранее были характерны для монашеской жизни. Ему также приписывают координацию обязанностей работы и молитвы, чтобы обеспечить правильный баланс между ними.

Святого Василия помнят как одну из самых влиятельных фигур в развитии христианского иночества. Он не только признан отцом восточного монашества, но и, по мнению историков, его наследие распространяется и на западную церковь в основном из-за его влияния на святого Бенедикта. Святоотеческие учёные, такие как Мередит, утверждают, признание этого самим преподобным, когда он написал в эпилоге к своему руководству, что монахи, помимо Библии, должны читать «Правило нашего святого отца, Василия». Учение епископа о монашестве, содержащееся в таких произведениях, как его Малый Аскетикон, было передано на запад через Руфинус в IV веке.

В результате его влияния многочисленные религиозные ордена в восточном христианстве носят его имя. В римско-католической церкви Конгрегация святого Василия, куда входят священники и студенты духовных семинарий, названа в честь него. 

Празднования

Епископу было присвоено звание «Доктор Церкви» в западном движении за его вклад в дискуссию, начатую арианской полемикой в отношении природы Троицы, и особенно за вопрос о божественности Святого Духа. Василий дал определение терминов «узия» (сущность / субстанция), «ипостась» (человек / реальность) и классической формулировке трёх Лиц в одной Природе. Его важнейшим вкладом было настойчивое стремление к божественности и единосущности Святого Духа с Отцом и Сыном.

В греческой традицииВ греческой традиции он приносит подарки детям 1 января (День святого Василия). Люди, по обычаю, готовят василпиту — богатый хлеб, с запечённой монетой внутри. В праздник принято посещать дома друзей и родственников, петь новогодние гимны и оставлять одно свободное место за столом для святого Василия. Епископ, родившись в богатой семье, отдал все своё имущество бедным, обездоленным, нуждающимся и детям.

Для греков и других людей в православной традиции Василий — святой, связанный с Дедом Морозом, так же как в западной — Saint Nicolas.

По некоторым данным, Василий скончался 1 января, но Восточная Православная Церковь отмечает эту дату вместе с Обрезанием Господним 14 числа. Первоначально по Общему римскому календарю праздник также отмечался в этот день, но в XIII столетии был перенесён на 14 июня — дату рукоположения Василия в качестве епископа. С пересмотром календаря в 1969 году, стал праздноваться не 1 января, как раньше, а второго, потому что последняя дата занята Торжеством Богородицы Девы Марии. День святого Василия отмечается вместе с Григорием Назианзином. Некоторые традиционалистские католики продолжают соблюдать календарь до 1970 года.

Лютеранская Церковь Миссури Синод почитает Василия вместе с Григорием Богословом и Григорием Нисским 10 января.

В Англии отмечают этот праздник во второй день нового года, а Епископальная Церковь и англиканская канадская — 14 июня.

В византийском обряде, 30 января проводится синаксис в память о трёх святителях: Василии, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.

Коптская православная церковь в Александрии отмечает праздник день епископа Василия на 6 Tobi (6 Terr в Эфиопской Православной Церкви). В настоящее время это соответствует 14 января или 15 в високосный год.

Во всём мире есть многочисленные реликвии святого Василия. Одна из самых важных — его голова, которая сохранилась по сей день в монастыре Великой Лавры на горе Афон в Греции. Говорят, что мифический меч Дюрандал содержит часть крови Василия.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *