Великий Четверг (Чистый Четверг и Четверг Тайны, среди других имен) — христианский святой день, приходящийся на четверг перед Пасхой. Он напоминает Maundy и Тайную вечерю Иисуса Христа с апостолами, как описано в канонических Евангелиях. Это 5-й день Страстной недели, которому предшествует Святая среда и последующая Страстная пятница.
Восточные церкви обычно прибегают к юлианскому численнику, и поэтому отмечают этот праздник в течение XXI века с 1 апреля по 5 мая в более широко используемом григорианском месяцеслове. Литургия, проводимая вечером Великого Четверга, инициирует Пасхальное Триденствие, время, когда отмечается страсть, смерть и воскресение Христа.
Этот период включает Страстную пятницу, Святую субботу и заканчивается вечером Пасхи. Месса или услуга поклонения, как правило, отмечается после обеда, когда начинается пятница в соответствии с еврейской традицией. Если верить трем синоптическим Евангелиям, то вечеря состоялась на праздник Пасхи, в среду. Согласно Святому Писанию от Иоанна, однако, Иисус последний раз ужинал у Нисана 14, в ночь перед первой ночью Пасхи.
Имена
Содержание
Использование названий «Великий четверг» и других не распространяется равномерно. Общепринятое заглавие дня зависит от географического района и религиозной принадлежности. Таким образом, хотя в Англии «Великий четверг» является обычным термином, он редко используется в Ирландии, Шотландии или Канаде. Люди могут употреблять одно понятие в религиозном контексте, а другое — в связи гражданского календаря страны, в которой они живут.
Книга общей молитвы в храме Англии, которая является матерью Англиканской церкви, использует имя «Чистый Четверг» для этого соблюдения.
Соответствующая публикация протестантского епископального святилища в Соединенных Штатах Америки, которая является еще одной областью англиканской общины также относится к этому дню как к «Великому четвергу».
По состоянию на 2017 год, римский обряд в католической церкви использует имя «Святой четверг» в своем официальном английском языке богослужебных книг. В личных ordinariates в католической церкви, которые имеют англиканскую вотчину, сохранили, однако, традиционный английский термин «Чистый четверг».
Статья в католической энциклопедии 1911 года прилагала дефиницию «Великий четверг», а некоторые латинянские писатели используют то же имя либо как основное, либо в качестве альтернативы.
Методистская Книга Поклонения для церкви и дома (1965) употребляет название «Великий четверг». Книга Поклонения (1992) применяет номинацию «Святой четверг», и другие официальные источники Объединенной методистской церкви прибегают к «Чистому четвергу» и «Святому четвергу».
Оба названия также существуют у других христианских конфессий, включая Лютеранскую Церковь или части Реформатской. Пресвитерианский приход использует термин «Чистый четверг», чтобы сослаться на святой день в официальных источниках.
В Восточной благоверной церкви имя безгрешного дня в Византийском обряде — «Великий Четверг». Православие Западной традиции применяет дефиницию «Великий четверг». Коптская Христианская Церковь использует термин «Пакт четверг» или «четверг Пакта».
«Великий четверг» является официальным названием в гражданском законодательстве Англии и на Филиппинах.
День известен на английском языке как Shere Thursday (также пишется Sheer Thursday), от слова shere (что означает «чистый» или «яркий»). Это имя может относиться к акту очищения или к тому, что церкви меняли литургические цвета из темных тонов Великого поста. А еще потому что в этот день было принято срезать бороду или для комбинации причин. Это название имеет родственные по всей Скандинавии, такие как Датский Скарторсдаг, норвежский Скьярторсдаг, Фарерский Скихосдагур и Скирисдагур, а также исландский Скидаргур. На шведском языке этот день известен как Skärtorsdag, а Skär является архаичным словом для стирки.
Истоки имени «Maundy»
Большинство исследователи согласны, что английское «Maundy» происходит от среднеанглийского и старофранцузского манду, от латинского Mandatum (также происхождения британского «мандат»), первое слово из фразы «Mandatum novum do vobis ut diligatis invicem sicut dilexi vos» («Новая заповедь, которую Я даю вам: чтобы вы любили друг друга так, как я возлюбил вас»). Это заявление в Евангелие от Иоанна 13:34 по которому Иисус объяснил Апостолам значение его действия по мытью ног. Эта фраза используется как антифон, исполняемый в Римском обряде во время церемонии «Мандатум» по мытью ног, которая может проводиться в период мессы или в виде отдельного события.
В течение обряда священник или епископ (представляющий Христа) церемониально омывает ноги других, как правило, 12 человек выбраны в качестве поперечного сечения сообщества. В 2016 году объявили, что римский миссал был пересмотрен, чтобы позволить женщинам участвовать в составе 12 мандатов. Ранее, только мужчины принимали участие в церемонии.
Другие теоретизируют, что английское название «Великий четверг» возникло из «маундсорских корзин» или «модных кошельков» милостыни, которые царь Англии раздавал некоторым бедным в Уайтхолле, прежде чем посещать мессу в тот день. Таким образом, «маунд» связан с латинским мендакаром и французским мендером, т.е попросить. Источник из Синода лютеранской церкви — Миссури также утверждает, что если бы термин был получен из латинского мандата, мы бы назвали его «Мэнди в четверг» или «Мандат в четверг» или даже «Мандатум в четверг». А также что термин «Maundy» происходит от латинского mendicare, старого французского mendier и английского maund, который в качестве глагола означает «просить» и как существительное относится к маленькой корзине, протянутой маундсами, когда они манили. Другие источники отвергают эту этимологию.
Западное христианство
«Стирка футов» является традиционным компонентом празднования среди многих христианских групп, в том числе армянских, эфиопских, восточно-латинянских, братьев Шварценов (немецких баптистов), церкви меннонитов и римско-католических традиций. Эта практика также становится все более популярной как часть литургии Великого Четверга в англиканском или епископальном, лютеранском, методистском и пресвитерианском приходах, а также в других протестантских конфессиях.
В Католической и в отдельных англиканских церквях месса Вечери начинается, как обычно, но Глория сопровождается звоном колоколов, которые затем молчат до пасхального бдения. После проповеди может быть проведено омывание ног. Святое Причастие остается открытым, по крайней мере, в католической мессе, пока служба не заканчивается шествие принимает его к месту репозиции. Алтарь позже открыт, как и все другие в церкви, кроме Жертвенника Спаса.
В изданиях до 1970 года римский миссал предусматривает, что это делается церемониально, в сопровождении Псалома. Эта практика продолжается во многих англиканских приходах. В иных христианских вероисповеданиях, таких как Лютеранская или Методистская Церковь, зачистка алтаря и других предметов на нем также происходит в качестве подготовки к мрачному молебну в Страстную пятницу.

В некоторых областях посещаемость достаточно значительна, поскольку из-за ограниченного количества мест билеты распространяются в приходах. Месса — это празднование института священства словами Иисуса на Тайной Вечере: «Сделайте это в память обо мне». Во время мессы присутствующие призваны возобновить свои обещания о крещении. Священники и дьяконы также подтверждают служение, обновляя обеты, сделанные при их рукоположении.
Месса берет название от благословения священных масел, используемых в таинствах в течение года, которые затем передаются батюшкам, чтобы они вернулись в свои храмы. Обряд приема масел священными представителями является признаком единства каждого прихода с митрополитом и епархиальной церковью. Всякий раз, когда используются священные масла, символически присутствует служение епископа, освящающего их. Миро, распределены и рассчитаны на весь год, хотя дополнительное количество также благословляется во время мессы и хранится в соборе в качестве резерва, если приход заканчивается.
Служение-восстановление 1967 года обряда, записано в начале 200-х историком Ипполитом, который пишет о церемонии, которая состоялась во время Пасхального богослужения, где были благословлены два благородных масла, одно из которых освящено. В пятом веке церемонию миром перенесли из Священного субботнего бдения в Великий Четверг во время специальной мессы для этой цели, отличной от обряда Вечери Господней. Отчасти это произошло из-за большой толпы, собранной для пасхального богослужения, а также для того, чтобы подчеркнуть институт Христа этого рукоположенного священства на Тайной Вечере святого четверга. В указе, обновляющем это богослужение, папа Павел VI сказал: «Христос-месса — одно из главных выражений полноты священства епископа и означает близость батюшек с ним».
Святые масла:
- Хризм- используется в таинствах Крещения, Подтверждения и Высоких Орденов, а также для водосвятия алтарей и посвящения церквей.
- Масло оглашенных— используется в таинстве Крещения.
- Елей больного — употребляют в обряде Помазания недужного.
Миро оглашенных и хризму применяют в предстоящей Святой субботе на Пасхальном бдении, за крещение и подтверждение тех, кто входит в церковь.В то время как «Масла оглашенных и больного» просто «благословлены», Святой Хризм «освящен». Он представляет собой смесь оливкового масла и бальзама, ароматической смолы. Настой выливается в масло, что придает ему сладкое благовоние, напоминающий того, кто сталкивается с этим «запахом святости», к которому стремятся все, кто отмечен им.
Епископ дышит над сосудом, содержащим хризм, жест, который символизирует Святой Дух, спускающийся, чтобы сделать непорочным это масло. А также напоминает о действиях Иисуса в Евангелие от Иоанна 20:22, когда он дышал над апостолами и сказал: «Примите Святого Духа…». Иереи, сослужившие мессу, протягивают руки к сосуду, содержащему миро, и молча говорят молитву обряда, когда епископ произносит ее над маслом.
Англиканство
В ППС 1979 года (стр. 307) содержится призыв к тому, чтобы хризм освящался епископом. Это может быть сделано, когда он присутствует в приходе для Подтверждения. Во многих епархиях водосвятие патриком может быть сделано на службе свидетельства обрядов во время Страстной недели. Подобно римско-католическому ритуалу, на протяжении Еврейской молитвы, митрополит благословляет масла, используемые в течение следующего года для крещения и исцеления. Кроме того, присутствующие священнослужители подтверждают свои Повелительные обеты.
Восточное христианство
В Восточной Благоверной Церкви, богослужебный цвет ярче, белый является общим. Только в этот день во время Страстной недели можно расслабиться, чтобы разрешить потребление вина и масла.

Православный образ: Христос омывает ноги апостолов (XVI век, Псковская школа иконографии).
Главной службой этого дня является вечерня в сочетании с Литургией святого Василия Великого, на которой читается первое Священное Писание Страстей (Иоанна 13: 31–18: 1), известное как «Евангелие завета», и многие из привычных гимнов Духовной литургии заменяются следующим тропарием:
О Твоей Мистической Вечере, о Сын Божий, принимай меня сегодня как писатель, ибо Я не буду говорить о Тайне Твоей врагам Твоим, и не дам Тебе поцелуя, как Иуда. Но, как вор, я исповедую Тебя: вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем .
При необходимости для пополнения таинства за общение с больным в то время, когда тот не следует Божественной литургии, в этот день освящается дополнительный Агнец (Хозяин). Он интуитивный, покрытый и оставленный для высыхания до Великой Субботы. Разделенный, полностью высушенный с пламенем свечи и кусками предмет помещается в арфофорию.
Когда есть необходимость, освящают еще больше хризмы, для патриархов и других руководителей различных автокефальных церквей.

Чтение 12-го страстного Евангелия в Великий Четверг.
Вечером, после Литургии, все завесы и облачения заменяются на черный или какой-либо другой темный цвет, чтобы обозначить начало Страсти. Предвкушая утренние часы в пятницу, ведется служение Святого Мучения о чтении Двенадцати Евангелий. В этих декламациях представлены последние инструкции Христа своим ученикам, а также пророчество о драме Креста, молитве Иисуса и его новой заповеди. 12 показаний:
- Иоанна 13: 31–18: 1
- 18: 1–29
- 18: 28–19: 16
- 19: 19–37
- 19: 38–42
- Матфея 27: 3–32
- 27: 33–54
- 27: 62–66
- 26: 57–75
- Марка 15: 16–32
- 15: 43–47
- Луки 23: 32–49
Местные обычаи
- В греческой практике, тайна соборования проводится на Большую Среду в рамках подготовки к приему Причащения на Великий Четверг и Пасхе. Обычай, который произошел, когда Греция оказалась под османским контролем. И приходским священникам, будучи необразованным, не разрешали услышать покаяние, поэтому это причастие, посредством которого грехи считаются прощенными, исполнилось.
- В греческой традиции проводится шествие в течение служения Двенадцати Страстных Евангелий. Это совершается после чтения пятого Священного Писания, когда поют «Сегодня Он, Кто Хенг». Во время этой процессии большой крест с телом Христа проносят по всей церкви, когда огни гаснут, колокола медленно стихают, а верующие падают ниц. Распятие, нависшее над ними, помещается перед Королевскими дверями. Икона Христа на кресте (иногда с ногтями, прикрепляющими ее) несколько раз ударяется о руки и ноги камнем, а затем встает перед церковью, где она называется.
- В некоторых славянских традициях после Двенадцати Страстных Евангелий совершается меньшее шествие перед увольнением с образом распятия Христа, которая помещается на центральную икону, где она называется клиром, а затем почитается.
Праздник в разных странах мира
Епископ Себух Чудджян ( Армянская Апостольская церковь ) моет ступни детям во время церемонии «Омывание ног».
- Если статуи и распятия были покрыты в течение Страсти (последние 2 недели Великого Поста, по крайней мере, в католическом миссале 1962 года), крылья распятия разрешены в белом, вместо фиолетового для Великого Четверга.
Празднование в 4-й день недели в Англии (также называемое Королевским Маунди ) сегодня включает в себя монарха, предлагающего «милостыню» достойным пожилым людям, одному мужчине и женщине на каждый год возраста государя. Эти монеты, известные как деньги Чистых или Royal Maundy, распределяются в красных и белых кошельках, и обычай восходит к королю Эдуарду I. Алый портмоне хранит обычную валюту и предоставляется вместо еды и одежды. Белый содержит гроши в размере одной копейки за каждый год года Суверена. С 1822, вместо обычных денег, Государь выдает Maundy монеты, которые специально чеканиваются 1, 2, 3 и 4 пенни, и являются законным платежным средством. Служба, с помощью которой это происходит, вращается вокруг английских и валлийских церквей, хотя в 2008 году это произошло впервые в Северной Ирландии в Армадском соборе. До смерти короля Якова II, монах также не моет ступни выбранных бедняков. Существует старый набросок, сделанный из жизни королевы Елизаветы I, умывающей ноги людей в Великий четверг
- Популярное немецкое название Gründonnerstag означает «траурный или зеленый четверг».
В Чешской Республике и Словакии этот день называется Zelený čtvrtek или Zelený štvrtok соответственно, что опять таки означает «Зеленый четверг». Это связано с тем, что типичные блюда этого дня были сделаны из свежих зеленых овощей и т. д. С того времени не звучали церковные колокола до Святой субботы, называемой здесь «Белая суббота», потому что «они вылетели в Рим » ( эвфемизм). В некоторых регионах их заменяют группы детей, идущих по своему селению (или вокруг церкви) и шумят деревянными погремушками. Это должно объявить людям приближающееся начало литургии, и призвать в церковь.
- Традиция тихих колоколов встречается также в Люксембурге: они умолкают до Пасхи, потому что «прилетели в Рим для исповеди», поэтому дети выходят на улицы, зовя людей в церковь меланхолическим деревянным дребезжанием.
- В Нидерландах и Бельгии этот день называется Витте Дондердаг (Белый четверг) со ссылкой на литургический цвет.
- На Мальте Святой Четверг известен как Ħamis ix—Xirka (Причастие в четверг), и традиция посещения семи церквей называется is-seba ‘visti или is-Sepulkri.
- В Уэльсе, Великий Четверг — Дыдд Яу Кабильд.
- В Швеции этот праздник (skärtorsdagen) связан со старым фольклором как день ведьм. Маленькие дети часто одеваются как колдуньи и стучат в двери, получая монеты или конфеты для пасхальных яиц.
- В Болгарии Великий Четверг называется Велики Четвуртук и традиционно это то время, когда люди раскрашивают свои пасхальные яйца и выполняют другие домашние дела, направленные на подготовку к Распетти Петуку (Распятие в пятницу), Великой Суботе (Большая Суббота) и Великдену (Пасха).
- В штате Кералав в Индии этот день называется Песаха (പെസഹ), выражение малаялам, полученное из арамейского или еврейского слова для Пасхи. Это государственный праздник, объявленный правительством штата Керала, учитывая большое количество христиан святого Томаса или индийских Насрани.
Традиция потребления Pesaha appam или Indariyappam обычна после особого более длинного Holy Qurbana, который проводится в полночь или до утра в сирийском христианском приходе. Вечером перед Великой пятницей хлеб Пешаха производится дома. Он изготовлен из пресной муки, и используется сладкий напиток, состоящий из кокосового молока и салата вместе с этим мучным изделием (можно сравнить с Чаросет).
В ночь Песаха хлеб запекается или готовится на пару в новом сосуде, сразу после того, как рисовая мука смешана с водой. Ее много раз пронзают рукояткой ложки, чтобы выпустить пар, чтобы хлеб не поднялся (этот обычай называемый «juthante kannu kuthal» на языке малаялам, означает пронзительный хлеб в соответствии с обычаем евреев). Он разрезается главой семьи и делится между ее членами после молитв.
В некоторых домах наряду с булкой используется кремообразное увлажнение, состоящее из салата и кокосового молока. Если фамилия скорбит после смерти, Пешаха не производится у себя дома, но некоторые из сирийских христиан-соседей делятся с ними своим. Этот обычай может возникнуть в их вероятной еврейской родословной, поскольку многие другие иудейские традиции, такие как разделение полов в церкви, молитва с завесой на их головах (женщины), соглашения об именах в соответствии с еврейскими обычаями, поцелуй мира (kaikasthoori) в Holy Quorbono (масса), представление детей на 40-й день после рождения в церкви и церемониальная ванна мертвых тел.
Традиция ополаскивания ног священниками практикуется в каждом приходе, означающем, что Иисус омывает стопы своих учеников, символизирующих смирение.
На Филиппинах этот день официально известен как Huwebes Santo или «Maundy Thursday» (термин «Великий четверг» редко используется). Большинство предприятий не работают во время Пасхи Triduum, с открытием торговых центров в Черную субботу. Наземные телевизионные и радиостанции либо полностью выходят из эфира во время Triduum, либо работают в короткие часы с помощью специального программирования. Кабельные каналы обычно сохраняют свое нормальное вещание. Газеты не публикуются в Страстную пятницу и Черную субботу.
Общественный праздник
Великий четверг является государственным торжеством в большинстве стран, которые были частью испанской империи (Аргентина, Колумбия, Коста — Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Перу, Филиппины, Испания, Уругвай и Венесуэла). Страны, которые были частью датской колониальной империи (Дания, Исландия, Норвегия и Виргинские острова), а также в штате Керала в Индии. Некоторые немецкие государства объявляют общественный праздник работникам государственного сектора. В Великобритании гос-служащим традиционно предоставляли отдых на полдня (известный как «привилегированный отпуск») в эту дату, но это было отменено после 2012 года.
Посещение семи церквей
Данная традиция в Великий Четверг — древняя практика, происходящая в Риме и среди верующих стран по всему миру.
В Индии обычай состоит в том, чтобы посетить четырнадцать церквей, по одной на станцию Креста. Традиционно, это выполняется в четверг вечером, но чаще делается утром в Страстную пятницу или в любой день Великого поста. Обычно участвуют целые семьи, голодая на время обряда. Он также осуществляется приходскими группами.
На Филиппинах эта традиция называется Visita Iglesia (испанский, «посещение церкви»), где люди идут в приходы, чтобы молиться, обычно повторяя Крестовозы. Станции часто распределяются среди одного, семи или четырнадцати храмов. Обычай до 1970 годов состоял в том, чтобы молиться во всех 14-ти. Это главным образом градской обычай, поскольку соборы расположены ближе друг к другу в городах и, предположительно, потому, что они происходят в посещении семи святилищ Интрамуро, которые стояли до бомбардировки Манилы 1945 года. Первоначальная цель ритуала состояла в том, чтобы поклониться Святому Таинству в Алтарь Отдышки в Великий четверг вечером, но так как не назначалось никаких молитв (кроме тех, что были для Папы), прочитывали Кресты. Некоторые филиппинские литургисты, однако, стремились возродить первоначальное бдение перед Святым Причастием и составили молитвы для руководства современными поклонниками.
В Сингапуре посещение церквей совершается вскоре после послеобеденной Мессы Тайной Вечери. Молитвы в каждом приходе состоят из семи повторений прошений Господних, Аве Марии и Патриарха Глории. Из-за новой тенденции позднего Мессового времени (иногда 7 или 8 вечера), чтобы обеспечить больше прихожан, восемь церквей — это максимальное количество посещений (даже в районе города, где они ближе друг к другу, чем во внешних жилых зонах), но храмы закрываются в полночь. Существует праздничная атмосфера с распродажей напитков, горячих крест-булочек и других местных закусок, таких как традиционный куэ-ко-чи. Наблюдатели-католики совершают обед «Тайной вечери» в ожидании наступления следующего дня.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!