Вифлеемская или Рождественская звезда, появляется только в Евангелии от Матфея, где «мудрецы с Востока» (волхвы), вдохновлённые ею, отправляются в Иерусалим. Там они встречают правителя Иудеи Ирода, у которого спрашивают, о рождении нового царя. Тот, следуя стиху из Книги Михея, интерпретирует это как пророчество, направляет волхвов в город Вифлеем, к югу от Иерусалима, Звезда ведёт странников к дому Иисуса, где они поклоняются младенцу и преподносят дары. Затем мудрецам дано божественное предупреждение не возвращаться к Ироду, поэтому они отправляются домой по другому пути.
Некоторые богословы утверждали, что она исполнила предсказание, известное как «Звёздное пророчество». Астрономы сделали несколько попыток связать это явление с необычными небесными событиями, такими как схождение Юпитера и Венеры, кометой или образованием сверхновой звезды.
Некоторые современные учёные рассматривают эту историю не как историческое событие, а как благочестивую фикцию, созданную автором Евангелия от Матфея.
Рождение Иисуса совпало с парадом планет, хотя библейский рассказ называет ребёнка более широким греческим словом παιδίου, означающим «младенец», а не уместным — «новорождённый», возможно, подразумевая, что с момента его появления на свет прошло некоторое время. Это событие традиционно отмечается как Богоявление (6 января) в западном христианстве.
Повествование Мэтью
Содержание
В Евангелии от Матфея, волхвы, часто называемые «мудрецами», но более точно — «астрологи» приходят к Ироду в Иерусалим и рассказывают ему о появлении звезды.
После того как Иисус родился в Вифлееме Иудейском во времена правления Ирода, мудрецы с востока пришли в Иерусалим и спросили: «Где родился Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду на Востоке и пришли поклониться ему». Когда Ирод услышал это, то обеспокоился, и весь Иерусалим тоже. И тогда царь собрал первосвященников и спросил их, где должен был появиться Христос.
Ирода встревожило не появление звезды, а то, что волхвы сказали о рождении «царя иудеев». Он воспринимает это как появление Мессии, лидера евреев, чьё пришествие считалось предсказанным в Писании. Поэтому он спрашивает своих советников, где должен появиться на свет Мессия. Они отвечают, что в Вифлееме, родине царя Давида и цитируют пророка Михея. Ирод передаёт эту информацию волхвам.
Он выпытывает у мудрецов в какое время появилась звезда и посылает их в Вифлеем со словами: «Идите и ищите младенца, и когда вы обнаружите его, вернитесь и скажите, чтобы я мог тоже поклониться ему».
Волхвы, выслушав царя, отправились в путь, а звезда, которую они видели на Востоке, двигалась впереди, пока не дошла до дома, где родился ребёнок. Там она остановилась. Когда мудрецы увидели это, то очень сильно обрадовались. И когда они вошли в дом и обнаружили там новорождённого младенца с Марией, его матерью, волхвы упали и поклонились ему. Странники достали свои сокровища и преподнесли в дар ребёнку.
В Евангелии от Матфея говорится, что волхвы знали, о рождении «царя евреев» из пророчества, ещё до того, как прибыли в Иерусалим. Мудрецы преподнесли Иисусу дары: золото, ладан и мирру, а в стихе 11 говорится: «Они увидели ребёнка со своей матерью Марией, и поклонились ему». Во сне волхвы были предупреждены не возвращаться в Иерусалим, и поэтому отправляются в свою страну по другому пути.
Когда Ирод понимает, что его обманули, он приказывает казнить всех детей мужского пола «от двух лет и младше» в Вифлееме, так как каждый из них мог иметь отношение к событию, предсказанному появлением в небе Вифлиемской Звезды. Иосиф, отец Иисуса, предупрежденный во сне, скрывается вместе с семьёй в Египете, где они находятся в безопасности.
Евангелие связывает бегство со стихом из Священного Писания, которое интерпретируется как пророчество: «Из Египта воззвал я сына моего». Оно связано с выходом евреев из этой страны при Моисее, поэтому цитата относится не столько к жизни Иисуса, сколько к истории всего еврейского народа. После того как Ирод умирает, Иосиф и его семья возвращаются и селятся в Назарете (Галилея). Это также соотносят с исполнением пророчества — «Он будет называться назореем».
Объяснения
Благочестивая фантастика
Многие учёные, которые рассматривают описание Рождества из евангелия как более поздние апологетические истории, созданные для установления мессианского статуса Иисуса, считают звезду Вифлеема благочестивой фантастикой.
Аспекты рассказа Матфея, затронувшие вопросы исторического события, включают в себя следующее: это единственное из четырёх писаний, в котором упоминается звезда Вифлеема и волхвы.
Евангелие от Марка, которое, по мнению современных исследователей текста, является самым старым из существующих, похоже, совсем не связывает историю Рождества с Вифлеемом. Согласно этому писанию, Иисус родился в Назарете и учёные считают, что повествование о жизни в Вифлееме отражает стремление авторов евангелия представить рождение Иисуса как исполнение пророчества. История Матфея противоречит и тому, что дано в Евангелии от Луки, в котором семья Иисуса уже живёт в Назарете, потом едет в Вифлеем для переписи и почти сразу возвращается домой.
Описание Матфея о чудесах и знамениях, связанных с появлением на свет Иисуса, можно сравнить с рассказами о рождении Августа (63 г. до н. э.). Параллель между первым появлением звезды и младенцем соответствовала популярному убеждению, что жизнь каждого человека соотносится с определённым небесным телом. Волшебство и астрономические события объединялись в общественном сознании с посещением Рима делегацией мудрецов во время впечатляющего появления кометы Галлея в 66 г. н. э., это как раз совпало с периодом, когда сочинялось Евангелие от Матфея.
Делегация прибыла во главе с королём Армении Трдата, который приехал в поисках подтверждения своего титула у императора Нерона. Древний историк Дио Кассиус писал, что «царь не использовал для возвращения путь, по которому он приехал». Строка, аналогичная тексту рассказа Матфея, но написанная спустя некоторое время после завершения евангелия.
Выполнение пророчеств
Древние считали, что астрономические явления связаны с земными событиями. Чудеса обычно ассоциировались с рождением важных людей, в том числе ивритских патриархов, а также греческих и римских героев.
«Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но неблизко.
Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от
Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех
сыновей Сифовых».
Хотя это явно предназначалось для обозначения давно прошедших дней, так как царство Моава уже перестало существовать к тому времени, когда писали евангелия, этот отрывок широко рассматривался как ссылка на пришествие Мессии. Его, например, цитировал Иосиф Флавий, который считал, что он относится к императору Веспасиану. Ориген, один из влиятельнейших ранних богословов, связал это пророчество со звездой Вифлеема:
«Если начало новых династий или другие важные события знаменуются появлением кометы, почему нужно удивляться, что при рождении того, кто должен был представить новое учение о человеческом роде, и, донести знание не только евреям, но и грекам и многим варварским народам, может возникнуть звезда? Напротив, я бы сказал, нет пророчества, в отношении того, что какая-то комета должна возникать в связи с конкретным царством или временем, но в отношении появления небесного тела при рождении Иисуса есть пророчество Валаама, записанное Моисеем: «Воссияет звезда от Иакова, и выйдет человек из Израиля»».
Ориген выдвинул теорию, согласно которой волхвы, возможно, решили отправиться в Иерусалим, когда они «предположили, что человек, чьё появление было предсказано вместе со звездой, действительно пришёл в мир».
Мудрецов иногда считают «царями» из-за веры в то, что они исполнили пророчества Исайи о путешествии в Иерусалим нееврейскими царями. Пророк упоминает дары золота и ладана. В греческом переводе Ветхого Завета, которым, вероятно, использовался Матфей тоже упоминаются подобные подношения. Дар мирры символизирует смертность, согласно Оригену.
В то время как Ориген выдвигал натуралистическое объяснение, Джон Златоуст считал событие с появлением Вифлиемской Звезды чисто чудесным: «Как тогда, скажите мне, она смогла указать на то место, где произошло рождение младенца, если это просто пространство, ограниченное яслями и сараями. Для этого ей надо было покинуть небесный свод и опуститься, чтобы стать над самой головой маленького ребёнка, на что и намекал евангелист, когда он сказал: «Звезда двигалась перед ними, пока не подошла и не остановилась, там, где был младенец»».
Астрономический объект
Хотя magi (греческий μαγοι) обычно переводится как «мудрецы», в этом контексте это, вероятно, означает «астролог» или «астроном». Участие подобных людей в истории рождения Иисуса было проблематичным для ранней Церкви, потому что она осуждала эту науку как демоническую. Широко распространённым объяснением считалась теория Тертуллиана, который предположил, что астрология была разрешена «до времени Евангелия».
Планетарное соединение
В 1614 году немецкий астроном Йоханнес Кеплер определил, что союз трёх планет Земли, Юпитера и Сатурна произошёл в 7 году до нашей эры. Он утверждал (неправильно), что парад небесных тел может создать явление, которое учёный связал со звездой Вифлеема.
Современные расчёты показывают, что между планетами наблюдался огромный разрыв (примерно в два раза больше луны), поэтому конъюнкции не были визуально впечатляющими.
Древний альманах, обнаруженный в Вавилоне, охватывает события этого периода, но не указывает, что конъюнкции представляли особый интерес. В XX веке профессор Карлис Кауфманис, астроном, утверждал, что произошло астрономическое событие, когда Юпитер и Сатурн были в тройном соединении в созвездии Рыб. Археолог Симо Парпола также предложил подобное объяснение.
В 2—3 годах до н. э., наблюдалась целая серия из семи союзов небесных тел, в том числе три между Юпитером и Регулом и поразительно близкое соединение Юпитера и Венеры около Регулуса 17 июня 2 года до нашей эры. «Слияние двух планет было редким и впечатляющим событием», — говорит Роджер Синнотт. Ещё один союз Венеры и Юпитера произошёл ранее в августе 3 года до нашей эры. Эти события, однако, случились после общепринятой даты смерти Ирода.
Комета
Другие авторы предполагают, что звезда являлась кометой. В 12 г. до н. э. была видна Галлея. Ещё один объект, возможно, аналогичное небесное тело, замечен китайскими и корейскими астрономами примерно в 5 г. до н. э. Он наблюдался более семидесяти дней без регистрации движения.
Древние писатели характиризовали кометы, как «нависающие над конкретными городами», подобно тому, как говорилось, что «Звезда Вифлеема остановилась на месте, где был Иисус». Такие предположения маловероятны, так как в древние времена кометы обычно считались плохими предзнаменованиями.
Однако именно такая гипотеза активно продвигалась недавно Колином Николлом. Его теория включает возможное появление в 6 году до нашей эры гипотетической небесной гостьи.
Сверхновая
Недавняя (2005) гипотеза состоит в том, что звезда Вифлеема была сверхновой, встречающейся в соседней Галактике Андромеды. Хотя трудно обнаружить остаток такого образования или получить точную дату, когда это произошло, в Андромеде были обнаружены остатки подобных небесных тел.
Этимология
Мудрецы сказали Ироду, что они видели звезду «на востоке» или, согласно некоторым переводам, «при её восхождении», и это может означать рутинный вид созвездия или астеризма. Одна из теорий интерпретирует фразу в Евангелии от Матфея «на востоке», как астрологический термин. Этот перевод предложен Эдерсхаймом, Генрихом Фойгтом и другими.
Взгляд был отвергнут филологом Францем Боллом (1867–1924). Два современных переводчика древних астрологических текстов настаивают на том, что писание не использует технические термины для гелиакального или акрикального восхождения звезды. Однако один признаёт, что Матфей, возможно, не был специалистом в этой области.
Двойная окклюзия
Астроном Майкл Р. Молнар утверждает, что «звезда на востоке» относится к научному событию с астрологическим значением в контексте древнегреческой науки о звёздах. Он предлагает связь между явлением в Вифлееме и двойной окклюзией Юпитера луной 20 марта и 17 апреля 6 г. до н. э. в Овне. Оккуляции планет спутником Земли довольно распространены, но Firmicus Maternus, астролог римского императора Константина, писал, что оккультирование Юпитера в Овне было указанием на рождение божественного царя. Он утверждает, что именно этот зодиакальный знак был символом Иудеи.
Теория Мольнара обсуждалась учёными, теологами и историками во время коллоквиума по звёздам Вифлеема в Нидерландском университете Гронингена в октябре 2014 года. Гарвардский астроном Оуэн Гингерих поддерживает объяснения Мольнара, но отмечает технические вопросы. «История евангелия — это та, в которой царь Ирод застигнут врасплох», — сказал Гингерих — «Так случилось, что внезапно появилась блестящая новая звезда, которую кто-то наблюдал». Она располагалась довольно близко к солнцу и не была бы видна невооружённым глазом. Астроном Дэвид А. Вайнтрауб говорит: «Если мудрецы Матфея действительно отправились в путешествие по поиску новорождённого царя, звезда не вела их, а только рассказала, когда следует отправляться».
Небесные признаки, связанные с годовым циклом Юпитера
Вавилонские астрономы обычно упоминают планету Юпитер как MUL. BABBAR, что означает «белая звезда». Символически королевские небесные события сосредоточивались на годичном цикле планеты.
Регулус, Юпитер и Венера
Адвокат Фредерик Ларсон рассмотрел библейский рассказ в Евангелии от Матфея, глава 2 и нашёл следующие девять качеств Звезды Вифлеема. Она означала рождение, царствование, была связана с еврейской нацией, поднялась «на востоке», Царь Ирод не знал об этом; появилась в определённый момент, не пропадала с течением времени, и, согласно Матфею, находилась перед волхвами, когда они отправились на юг из Иерусалима в Вифлеем, а затем остановились в нужном месте.
Используя астрономическое программное обеспечение и статью, написанную астрономом Крэйгом Честером, основанную на работе Эрнеста Мартина, Ларсон считает, что все девять характеристик
Звезды Вифлеема найдены в событиях, которые произошли в небе 2—3 гг. до н. э. Основные включают в себя тройное соединение царя планет Юпитера, с неподвижной королевой звёзд Регул начиная с 3 сентября. Ларсон полагает, что это может быть время зачатия Иисуса.
К июню 2 г. до н. э., спустя девять месяцев, Юпитер продолжал двигаться по своей орбите вокруг Солнца, и образовал союз с Венерой. На иврите Юпитер называется «Седек», что означает «праведность», термин, который также используют для Мессии, и, поскольку планету Венеру связывают с любовью и плодовитостью, Честер предложил астронам рассмотреть близкое соединение Юпитера и Венеры, как указание на появление нового царя Израиля. Астроном Дэйв Ренеке самостоятельно обнаружил планетарное соединение 2 июня до н. э. и отметил, что оно проявилось бы как «яркий света маяка».
Юпитер продолжал двигаться, а затем 25 декабря 2 года до н. э. над городом Вифлеем он прекратил своё явное ретроградное перемещение. Поскольку планеты на орбитах имеют «неподвижную точку», то «после её достижения, кажется, что они замедляются, делают полную остановку и в течение нескольких недель движутся назад (на запад). Затем снова замедляются, останавливаются и возобновляют курс на восток», — сказал Честер. День 25 декабря, когда Юпитер, казалось, остановился, и является датой позже выбранной для празднования Рождества.
Историческое отношение звезды к рождению Иисуса
Если рассказ о Звезде Вифлеема реальное событие, можно было бы определить год появления Иисуса. Евангелие от Матфея описывает рождение на свет младенца в то время, когда Ирод был правителем. Согласно Иосифу, иудейский царь умер после лунного затмения и до праздника Пасхи. Эту дату часто идентифицируют как 13 марта 4 г. до н. э. Другие учёные предположили, что это случилось в 5 г. до н. э., поскольку проходит семь месяцев между событиями, описанными Иосифом Флавием между лунным затмением и Пасхой. Некоторые полагают, что это случилось в 1 году до нашей эры.
Повествование подразумевает, что Иисус родился между первым появлением звезды и приходом волхвов в суд Ирода. Говорят, правитель Иудеи приказал казнить мальчиков в возрасте двух лет и младше, подразумевая, что Звезда Вифлеема появилась в течение именно этого периода. Некоторые учёные отмечают рождение Иисуса в 4—6 году до нашей эры, в то время как другие предполагают, что рождение оно случилось в 2—3 гг. до н. э.
Евангелие от Луки говорит, что перепись от Цезаря Августа произошла, когда Квириний правил Сирией. Типлер предполагает, это случилось в 6 г. н. э., когда Ирод девять лет был уже мёртв, и что семья Иисуса покинула Вифлеем вскоре после рождения. Некоторые исследователи объясняют кажущееся несоответствие как ошибку со стороны автора Евангелия от Луки, в заключение о том, что он больше озабочен созданием символического повествования, чем исторической записи, и либо не знал, либо не обращал внимания на хронологическую трудность.
Тем не менее есть некоторые дебаты среди переводчиков библии о правильном чтении Луки 2:2. Вместо толкования, «регистрация происходила, «когда» Квириний был губернатором Сирии», в некоторых версиях использовали слово «раньше» в качестве альтернативы, и это как предположили Бен Уритингтон, Гарольд Хеннер, Ф. Ф. Брюс и другие, скорее всего, и есть правильный перевод.
Несогласный с этой гипотезой, Эмиль Шурер также признал, что такое толкование может быть обосновано грамматически. По Иосифу, налоговая перепись, проведённая римским сенатором Квиринием, особенно раздражала евреев и была одной из причин, которая привела к повороту сопротивления в Риме. С этой точки зрения, возможно, Лука пытался отличить учёт населения во время рождения Иисуса от аналогичного события, упомянутого в Деяниях 5:37, которое произошло позднее при Квиринии. Один древний писатель идентифицировал перепись при рождении Иисуса не с налогами, а с универсальным обещанием верности императору.
Джек Финеган отметил, что писатели раннего периода Августа, включая Иринея (3/2 до н. э.), Климента Александрийского (3/2 до н. э.), Тертуллиана (3/2 г. до н. э.), Юлия Африкана (3/2 г. до н. э.), Оригена (3/2 г. до н. э.) и многих других относят рождение Иисуса к 2—3 гг. до н. э. или чуть позже.
Религиозные интерпретации
Восточное православие
В Православной Церкви звезда Вифлеема трактуется как чудесное событие символического и педагогического значения. Независимо от того, совпадает ли оно с природным явлением — это знак, посланный Богом, чтобы отправить волхвов к Ребёнку Христа.
В православной христианской иконографии, Вифлеемская звезда часто изображается не с золотым, а с тёмным ореолом, полукругом в верхней части значка, символизирующим Нерукотворный Свет от Божественной благодати, с лучом, указывающим на «место, где лежал новорождённый младенец». Иногда внутри прорисовывается нечёткое изображение ангела.
Мормонизм
Мормоны верят, что Рождественская Звезда была настоящим астрономическим событием, видимым во всем мире. В Книге Мормонов, в которой, как они считают, содержатся труды древних пророков, Самуил Ламанит пророчествует, что новая звезда появится как знак рождения Иисуса, и Нефий позже пишет о выполнении этого пророчества.
Свидетели Иеговы
Среди Свидетелей Иеговых Звезда Вифлеема рассматривается как продукт Сатаны, а не знак от Бога, поскольку она привела астрологов в Иерусалим, где царь Ирод запланировал убить Иисуса.
Адвентисты седьмого дня
В книге «Желание веков» Елена Уайт заявляет, что «звезда была компанией сияющих ангелов, но мудрецы об этом не знали».
Изображение в искусстве
Картины, посвящённые поклонению волхвов, могут включать изображение звезды в той или иной форме. На фреске Джотто ди Бондоне она присутствует в виде кометы. На гобелене Эдварда Бёрн-Джонса (и соответствующей акварели) звезда удерживается ангелом.
Красочный звёздный фонарь, известный как paról, — заветный и вездесущий символ Рождества для филиппинцев. Его дизайн и свет, напоминают звезду. Его основная форма имеет пять лучей и два «хвоста», которые символизируют свет, указывающий путь к Ребёнку Христа, а свечи внутри фонарей заменяются электрическим освещением.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!