Рош-а-Шана (иврит: רֹאשׁ הַשָּׁנָה), буквально означающее «начало» — это еврейский Новый год. Библейское название этого праздника Йом Труа (יוֹם תְּרוּעָה). Это один из святейших торжеств (они определяются как «Дни благоговения».), которые обычно отмечаются в начале осени в северном полушарии.

Рош-а-Шана – двухдневный пир, который начинается в начальный день Тишрей (первый месяц еврейского гражданского года и седьмой церковного).

Официальное название ראש השנה
Также называемый Еврейский Новый год
Празднование евреи
Тип иудейский
памятные Молитва в синагоге , личное размышление и слух шофара .
Начинает Начало первого дняТишрей
концы Конец второго дня Тишрей
2018 год закат, сентябрь 09 —
ночь, 11 сентября
2019 год закат, 29 сентября —
ночь, октябрь 01
Дата 2020 года закат, 18 сентября —
сумерки, 20 сентября

Согласно Иудаизму, Рош-а-Шана знаменует начало, потому что он проводится в память о сотворении Адама и Евы, первого мужчины и женщины в соответствии с Библией. Согласно одному светскому мнению, праздник обязан своим сроком стартом экономического года в Юго-Западной Азии и Северо-Восточной Африке, что ознаменовало начало сельскохозяйственного цикла.

Таинства включают звучание шофара (выдолбленного рога барана), чтобы «поднять шум» на Йом-Теруа; посещение службы синагоги и чтение специальной литургии о тешуве, а также наслаждение праздничным приемом пищи. Употребление символических продуктов, как яблоки, окунутые в мед, теперь является традицией, надеждой таким образом вызвать «сладкий новый год».

Рош-а-Шана еврейский новый год

Этимология

«Рош» – еврейское слово «голова», «ха» – это артикль («the»), а «шанах» переводится как год. Таким образом, «Рош ашханах» означает начало года.

Термин в его нынешнем смысле не фигурирует в Торе. Левит 23:24 относится к празднику как «Зихрон-Теруа», он также упоминается в той же части книги как « שַׁבַּת שַׁבָּתוֹן » (шаббатский шаббатон) или предпоследний субботний, медитативный день отдыха, «священный для Бога». Эти же слова обычно используются в Псалмах для обозначения помазанных дней. Числа 29:1 называет фестиваль Йом Теруа («Дуновение») и символизирует ряд предметов, в результате чего ягненок был принесен в жертву вместо Исаака.

Термин Шана появляется один раз в Библии в Иез. 40:1, где это означает, как правило, время, возможно, ссылку на Йом Кипур, но фраза может также относиться к еврейскому весеннему месяцу, особенно в свете Исх. 12:2; 13:3-4, где Авива, позднее переименованный в Нисан, считается «первым месяцем года». И Иез.45:18 однозначно ссылается на Пасху.

В еврейских молитвенниках Сидура и Мачзора Рош-а-Шана также называется «Йом-Хазикарон» (день памяти], чтобы не путать с современным израильским торжеством с таким же названием, которое выпадает весной.

Еврейский праздник связан с арабским Рас-санахом.

Рош-а-Шана знаменует начало в иудейском календаре (один из четырех торжеств, которые существуют для разных целей, как объяснено в Мишне и Талмуде). Это год для людей, животных и юридических договоров. Евреи уверены, что Рош-а-Шана представляет собой образно или буквально творение Бога ex nihilo. Однако, согласно рабби Елеазару бен Шаммуа, Рош Хашана отмечает создание человека.

Происхождение

Самое раннее происхождение еврейского Нового года связано со стартом экономического спада в сельскохозяйственных обществах древнего Ближнего Востока. Он стал периодом посева, роста и сбора урожая, последний ознаменовался собственным количеством крупных сельскохозяйственных фестивалей. Семиты в целом установили начало нового года осенью, в то время как другие древние цивилизации, такие как персы или греки, выбрали весну для этой цели, в обоих случаях основной причиной было сельскохозяйственное — время посева семени и принося урожай.

В еврейском законе соблюдаются четыре основных Нового года, каждый из которых обозначает начало рода; лунный месяц Нисан (обычно соответствует марту-апрелю в григорианском календаре), когда новый год добавляется к царствованию еврейских королей, а также месяц, обозначающий начало для трех иудейских паломничеств.

Его предписание прямо указано в ветхозаветной Библии: «Этот месяц будет для вас началом » (Исх 12:2). Однако при расчете обычных дат, вписанных в законные дела и контракты, стартовой точкой берется в первый день лунного месяца Тишри (обычно соответствует сентябрю-октябрю в григорианском календаре) и чей судебный запрет четко изложен в еврейской Библии: «Три раза в год вы будете пировать мне… праздник опресноков (Пасха)… торжество жатвы (Шавуот)… и собирания (Суккот), который обнаруживается в прошлом году» (Исх 23:14-16). Подразумевается, что начало также будет там.

Расчёт Тишри пошел от ранних египтян и сохранялся еврейской нацией, это также упоминается в Библии (Быт. 7:11) при описании Великого Потопа во времена Ноя, который, как говорили, начался во «втором месяце» (Марешван).

Происхождение праздника Рош-а-шана

Религиозное значение

Мишна содержит иную известную ссылку на Рош Ашана как «день суда». В трактате Талмуда на Рош-а-Шана говорится, что на он открывает три книги учета, в которых записаны судьба нечестивых, праведных и лиц среднего класса. Имена праведников сразу заносятся в книгу жизни, где они запечатаны, чтобы «существовать». Промежуточному классу разрешается передышка в десять дней, если Йом-Кипур не задумается, покаться и стать праведным; нечестивые «смыты из книги живых навсегда».

В еврейской литургии Рош-а-Шана ведет к Йом-Кипуру, который обрисовывается как «Суд» и «день памяти». Некоторые мидрашевые описания изображают Бога как сидящего на троне, в то время как книги, содержащие дела всего человечества, открыты для обзора, и каждый человек проходит перед Ним для оценки своих дел. За этот день Талмуд предлагает три основные идеи:

«Святый сказал: «На Рош-а-Шана читайте перед собой [стихи], воспоминания, и пусть звенит Шофар (малчуйот, зихронот, шофрот): Суверенитет, чтобы вы сделали Меня своим Королем, Памяти, чтобы ваше воспоминание поднялось в небеса. И через что? Через Шофар. (Рош ха-Шана 16а, 34б)»

Это отражено в молитвах, составленных классическими раввинскими мудрецами, найденных во всех мацоримах, где  их тема является самой сильной, это «коронация» Бога как Короля Вселенной в подготовке к принятию суждений, которые последуют в этот день, которые символизируются как «записанные» в Божественную книгу, ожидая, что грешники покаются, тогда они будут «запечатаны» на Йом-Киппуре. Предполагается, что верующие записаны на всю жизнь, и поэтому следующий фестиваль – Суккот (праздник кущей), который называется «временем нашей радости».

Последовательность

Йамим предшествует месяцу Элул, в течение которого евреи должны начать самоанализ и покаяние, процесс, который достигает высшей точки в течение десяти дней, известных как начало Рош а- Шана и праздник Йом-Киппур.

Шофар традиционно оглашает округу каждое утро в течение всего месяца Элул. Звук трубы призван пробудить слушателей от их «дремоты» и предупредить о предстоящем Суде. Шофар не позволителен в Шаббат.

В период, предшествующий Ямиму Нораиму («дни благоговения»), читаются покаянные молитвы, называемые селишотами.

Рош-а-Шана также является днем ​​«Йом Хадина», известного как Судный день. В нем открываются книга жизни, для праведных народов, книга смерти, для самых злых, которые получают печать кончины, и третья для тех, кто живет в сомнениях с незлыми грехами.

Религиозное значение Рош-а-шана

Караимизм

Караимский Иудаизм считает, что еврейский Новый год начинается с 1-го месяца и празднует этот праздник только в том виде, в каком он упоминается в Торе, это как день радости и крика. Кроме того, караимы считают, что принятие «Рош ха-Шана» вместо Йом-Теруа является результатом влияния языческого народа на еврейскую нацию.

Основным этапом трансформации стало принятие имен месяцев. В Торе они пронумерованы как Первый, Второй, Третий и т. д. (Левит 23, Числа 28). Во время пребывания в Вавилонии наши предки начали использовать языческие имена их месяцев, что было легко принято в Талмуде. По мере того, как еврейские люди стали комфортно относиться к именам вавилонских месяцев, они выглядели более восприимчивыми к другим языческим влияниям. «Караимы не делают никакой работы в день, кроме того, что необходимо для приготовления пищи (Левит 23:23, 24)».

Самаританство

Самаритяне в своем строгом толковании Торы сохраняют библейское название праздника, празднуемого в первый день седьмого месяца (Тишрей), а именно Йом-Теруа, и в соответствии с Торой не считают его началом нового года.

Shofar blowing

Законы о формах использования шофара и правила, касающиеся религиозных служб во время фестиваля Рош-а-Шана, описаны в раввинистической литературе, такой как Мишна, которая легла в основу трактата в Вавилонском, так и в ИерусалимскомТалмудах. Они также содержат самые важные правила, касающиеся календарного года.

Шофар продувается продолжительными, короткими и стаккато-бластами, которые издаются в таком порядке:

  • Teki’ah (длинный звук);
  • Шеварим (3 сломанных звука);
  • Теруа (9 коротких звуков);
  • Teki’ah Gedolah (очень длинный звук);
  • Шеварим Теруа (3 сломанных звука, сопровождаемые 9 короткими звуками).

Шофар раздувается в разных случаях во время молитв Рош-а-Шана, а общее количество мелодий в течение дня составляет 100.

Рош Хашанах

Вечер перед днем ​​Рош-а-Шана известен как Эрев-Рош-а-Шана. Как и в праздник начала года, он относится к 1-му дню еврейского месяца Тишрей, поскольку дни иудейского календаря начинаются с захода солнца. Некоторые общины совершают Харарат (аннулирование обета) после утренних молитвенных богослужений 29-го еврейского месяца Элула, который заканчивается на закате, когда начинается Эрев. Настроение становится праздничным, но серьезным в ожидании нового года и служб синагоги. Многие верующие погружаются в микве в честь наступающего вечера.

Длительность и время

Рош-а-Шана происходит через 163 дня после первой Пасхи (Песах). С точки зрения григорианского календаря, самая ранняя дата, когда Рош-а-Шана может выпасть, – это 5 сентября, как это случилось в 1899 и в 2013 гг. Последний григорианский день, когда Рош-а-Шана может произойти, – это 5 октября, как это было в 1967 году и повторится в 2043. После 2089 г. различия между еврейским и григорианским календарем приведут к тому, что Рош-а-Шана будет не ранее 6 сентября.

Хотя еврейский численник основан на лунном цикле, так что главный день каждого месяца изначально начинался с появления новой луны, с четвертого века он был устроен так, что Рош-а-Шана никогда не выпадал на воскресенье, среду, или в пятницу.

Со времени разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 году нашей эры и правления Рабан Йоханан бен Заккий, т.е. нормативного еврейского закона, как представляется, Шана будет отмечаться в течение двух дней, из- а сложности определения даты новолуния. Тем не менее, есть некоторые доказательства того, что Рош ха-Шана отмечался в один день в Израиле, как в конце тринадцатого века.

Консервативный иудаизм в настоящее время обычно наблюдает Рош-а-Шана в течение первых двух дней Тишрей, даже в Израиле, где все другие еврейские праздники, датированные новолунием, продолжаются всего один день. Два Рош-а-Шана, как говорят, составляют «Йома-Арихта». В реформаторском иудаизме некоторые общины соблюдают только первый день Рош-а-Шана, в то время как другие — два. Караистские евреи, которые не признают раввинов-еврейское устное право и полагаться на собственное понимание Торы, соблюдают только один день в первом из Тишрей, поскольку второй не упоминается в Письменной Торе.

Молитвенное служение рош-а-шана

Молитвенное служение

В праздник к регулярным службам добавляютсярелигиозные стихи, называемые пиютимом. Используется специальный молитвенник, маджор (множественный маззорим). Ряд дополнений внесен в обычную последовательность, в первую очередь расширенное повторение молитвы Амиды для Шахарита и Муссафа. Шофар раздувается через несколько интервалов. (Во многих синагогах даже маленькие дети приходят и слышат, как играет Шофар.) В каждом пункте читаются библейские стихи. Согласно Мишне, говорится 10 относительно царства, памяти и самого шофара. Разнообразные пиютимы, средневековые покаянные молитвы. Молитва Алена декламируется во время повторения Мусафа Амида.

Символические продукты

Еда Rosh Hashanah обычно включает яблоки, окунутые в мед, чтобы символизировать сладкий новый год. Другие продукты с тайным значением могут подаваться в зависимости от местного минхага («обычай»), такого как голова рыбы (символизировать молитву «позвольте нам быть головой, а не хвостом»).

Во многих общинах есть «кресла Рош ха-Шана», во время которого благословения читаются по множеству символических блюд. Они имеют Incipit, что означает «Да будет воля Твоя». Во многих случаях название пищи на иврите или арамейском языке означает игру слов (каламбур). На блюдечке Ехи Ратзон могут быть яблоки (окунутые в мед, запеченные или приготовленные в виде компота под названием мансанада); гранаты; стручковая фасоль; тыквенные пирожные, называемые роданчами; лук-порей, кефтедес де праса; свекла; и целая рыба с неповрежденной головой. Также принято употреблять фаршированные овощи под названием legumbres yaprakes,

Некоторые из символических продуктов – это блюда из гороха, лука-порея, шпината и тыквы, все из которых упоминаются в Талмуде. Гранаты используются в разных традициях, чтобы символизировать плодотворность, как этот фрукт с его многочисленными семенами.

Использование яблок, окунутых в мед, символизирующих сладкий год, является поздним средневековым ашкенази. Как правило, круглый хлеб халы подается, чтобы символизировать цикл года.. В настоящее время в этом празднике евреи-ашкеназы обычно накладывают рыбу-гефилте и Лекач. На вторую ночь, новые плоды служат, чтобы гарантировать ощущение благочестия.

Ташлих

Ритуал ташлих исполняется  большинством сефардских иудеев (но не испанскими и португальскими евреями или некоторыми йеменцами). Молитвы читаются возле естественной проточной воды, а свои грехи символически опускают в реку. Многие также имеют обычай бросать хлеб или гальку в воду, чтобы символизировать «отбрасывание» грехов. В некоторых общинах, если Рош-а-Шана происходит в Шаббат, ташлих откладывается до второго дня.

Традиционное служение читается индивидуально и включает в себя молитву «Кто тебе подобен, Боже… И ты бросишь все их грехи в глубины моря», и библейские отрывки, включая Исаию 11 9: «Они не повредят и не разрушат во всей Моей святой горе, потому что земля будет такой же полной познания Господа, как вода покрывает море» и Псалтирь 118:5-9, Псалом 130, как а также личные молитвы. Хотя однажды он считался торжественной индивидуальной традицией, стал все более социальной церемонией, проводимой в группах. Ташлих может быть исполнен в любое время, пока Хошана Рабба, а некоторые хасидские группы совершают Ташлих за день до Йом Киппур.

еврейский новый год

Приветствия

Общим приветствием является Шана Това, что в переводе с иврита означает «благополучный год». Часто используется Shanah Tovah Umetukah что эквивалентно «хорошему и сладкому году». На идише приветствие – «добрый» или «благословенный год». Менее формально люди желают друг другу «много лет» на местном языке.

Более официальное приветствие, обычно используемое среди религиозных евреев, – это Кетива Вакхатима Това, которое переводится как «Хорошая надпись и печать в Книге Жизни»,  или L’shanah tovah tikatevu v’tichatemu означает «Пусть вас запишут и запечатают на хороший год». После того, как Рош-а-Шана заканчивается, приветствие меняется на Г’мар чатимах това, что звучит как «Хорошая печать» до Йом-Киппур. После того, как Йом Киппур закончился до Хошаны Рабба, как Суккот заканчивается, приветствие – это Гмар Тов – «хороший вывод».

Вышеизложенное описывает три этапа, как разворачивается духовный порядок месяца Тишрей: в еврейской традиции Рош-а-Шана говорится, что Бог открывает книги суждения о творении и всего человечества, начиная с каждого отдельного человека, так что то, что установлено, впервые написано в тех книгах, следовательно, акцент на «кетивах» -«написании». После этого решение остается в ожидании, требуются молитвы и покаяние. Затем в Йом-Киппуре оно «запечатано» или подтверждено (судом), поэтому акцент делается на слово «чатимах» («запечатанное»). Но Небесный вердикт все еще не окончателен, потому что еще есть надежда, что до Суккота обретается время, что Бог вынесет окончательное, милосердное решение, следовательно, использование «гмара» («конец»), которое является «tov» («хорошим»).

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *