Рош Ходеш (иврит: ראש חודש, пер. «начало месяца») – это название первого дня каждого месяца в еврейском календаре, отмеченное рождением новой луны. Он считается «малым» праздником, по сравнению с днями Песах и Суккот.

Происхождение

Книга Исход устанавливает начало еврейского календаря:

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом, первым и между месяцами года». (Исход 12:1,2)

В Книге Чисел Бог говорит о праздновании новолуния Моисею:

«И в день веселия вашего, и в праздники, и в новомесячия трубите при всесожжениях и при мирных жертвах, и – это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь» (Книга Числа 10:10).

В Псалме 81:3 как новая, так и полная луна упоминаются как пору признания евреями:

«Уничтожьте трубу во время Новолуния в наш торжественный праздничный день, потому что это закон Бога Иакова».

Возникновение Рош-Ходеша было первоначально подтверждено по показаниям свидетелей, наблюдавших за новолунием. После того, как синедрион объявил его неполным 29-месячным месяцем, известия об этом обошли весь Израиль и диаспору.

Был разработан обычай, в который можно добавить дополнительные сутки в месяц, чтобы определенные праздники (например, Йом-Киппур) не выпадали на дни до или после Шаббата.

Рош Ходеш по календарю

По календарю

Рош Ходеш случается на следующие сутки новолуния в 18:00 по Иерусалиму (16:00 по UT). Период астрономических определения может быть рассчитано в наше время точно до 10 000 лет до или после нужного момента. Чем дальше относительно  сегодняшнего дня, тем больше Дельта T – неопределенность в преобразовании динамической поры в универсальное время. Однако еврейские религиозные правила часто допускают отсрочки (Dehioth) «главы месяца».

Несмотря на существование фиксированного календаря, Рош Ходеш по-прежнему объявляется в синагогах в предыдущий Шаббат (Шаббат Мевархим – «Шаббат благословения»). Оглашение делается после чтения Сефер-Торы (Свитка Торы), прежде чем вернуть его в Арон-кодеш (Священный ковчег) в начале молитвы «Да будет твоя воля… чтобы ты обновил этот месяц для нас и для благословения».

Во время молитвы дается название дня недели, на которой он выпадает. Некоторые общины, прежде чем начать молитву, объявляют точную дату и время фазы, называемого молад, или «рождением». Рош Ходеш Тишрей (который также является Хашханой) никогда не объявляется.

Наблюдение

Традиционные обряды

Во время вечерней службы к Аводу добавляется молитва Ya’a’le Ve-Yavo, она посвящена восстановлению Храма и сегмента Амида. Во время утренней службы снова читается Яа-ле-Ве-Яво, а также половина Халлела (Псалтирь 113-118) (за исключением Рош-Ходеш Тевет, который выпадает на время Хануки, когда произносится Full Halle).

Читается Книга Чисел 28: 1-15, которая включает в себя предложения Рош Ходеш. Дополнительная молитвенная служба, называемая Муссаф, проводится в память о первоначальных жертвах в Храме. Среднее благословение здесь – это «Рашеи Чадашим». Вслед за службой декламируют Псалом 104. Молитва Яаля Ве-Яво также прочитывается после еды (Биркат Ха-Мазон). У многих есть обычай обязательно угоститься в честь Рош Ходеша, как предлагает Кодекс еврейского права. Это дает возможность скандовать Яа’л-Ве-Яво после еды. Некоторые хасидские иудеи поют Псалом 104 во время этой трапезы.

Если Рош Ходеш попадает на Шаббат, к регулярному чтению Торы присовокупляется декламация Книги Чисел (28: 9-15). Немецкий обычай в K’hal Adas Yeshurun ​​заключается в том, чтобы исполнять специальным образом псалом Half Kaddish, предшествующую Maftir.

Регулярный Haftorah заменен особым Рошем Ходешем Хафтар. Молитва Мусаф также принимает другой вид, когда первые лунные сутки выпадают на конец недели. Центральное благословение заменяется альтернативной версией (Ата Яццарта), в которой упоминаются как Шаббат, так и Рош Ходеш. «Освящение луны» читается вскоре после РХ, как правило, в первую ночь в субботу в течение праздника.

Рош Ходеш и женщины

Рош Ходеш и женщины

Согласно Талмуду (трактат Мегилла 22) женщинам запрещается заниматься работой в Рош-Ходеш, а Раши, комментируя этот отрывок, определяет деятельность, которой они должны воздерживаться: прядение, ткачество и шитье – навыки, которые способствовали построению Мишкан (скинии) женщинами. Мидраш Пиркей де-рабби Элиэзер исследует этот запрет в главе 45:

«Кто удовлетворит ваши годы добрыми занятиями; так что твоя молодость обновляется, как орел».

Женские отношения в этот день варьируются, но многие из них сосредоточены на небольших встречах женщин, называемых группами Рош Ходеш. Часто проявляется особый интерес к Шекинам, учитывая, что Каббала является женским аспектом Бога.

Эти группы участвуют в самых разных мероприятиях, которые затрагивают вопросы, важные для еврейских женщин, в зависимости от предпочтения участниц группы. Многие собрания исследуют духовность, религиозное образование, ритуалы, проблемы со здоровьем, музыку, пение, искусство или приготовление пищи. Некоторые группы также предпочитают обучать молодых еврейских дам в своей общине сексуальности, самооценке и другим проблемам психического и физического здоровья женщин.

Чашка Мириам возникла в 1980-х годах в Бостонской группе Рош Ходеш; она была изобретена Стефани Лоо, которая наполнила его майимом хаим (живой водой) и использовала её в феминистской церемонии медитации. Некоторые седеры (включая оригинальный женский, но не ограничиваясь им) теперь поставили чашку Мириам, а также традиционную чашу для пророка Илии. Она связана с мидрашами, что «является раввинской легендой, которая рассказывает о чудодейственном колодце, который сопровождал израильтянин во время их  сорокалетнего скитания в пустыне Египта».

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *