Шаббат (ʃиврит: əбɑːт, в переводе значит «отдых» или «прекращение»), или суббота, является в Иудаизме седьмым днём недели, когда религиозные евреи, самаряне и некоторые христиане (такие как адвентисты и баптисты) вспоминают библейское сотворение небес и земли за шесть дней, а евреи с нетерпением ждут будущий Мессианский век.

Соблюдение субботы влечет за собой воздержание от трудовой деятельности, часто с большой строгостью, и участие в спокойных занятиях в течение субботы. Традиционная позиция Иудаизма заключается в том, что беспрецедентный седьмой день возник в еврейском народе, как первое и самое священное учреждение, хотя некоторые предлагают другое происхождение. Вариации толкования Шаббата широко распространены у иудеев и, с адаптацией, во всех авраамических верованиях.

Согласно Халахе (еврейский религиозный закон), суббота наблюдается за несколько минут до захода солнца в пятницу вечером до появления трех звезд в небе. Шаббат начинается с зажигания свечи и чтения молитв. Едят традиционно три праздничные блюда: в сумерки, обед и ужин. Последний обычно начинается с благословения, называемого kiddush, и другого, произнесенного над двумя хлебами халы. Шаббат закрывается следующим вечером с хавдалой. Это праздничный день, когда евреи пользуются своей свободой от обычных трудов повседневной жизни. Он предлагает возможность созерцать духовные аспекты и проводить время с семьей.

Еврейский праздник Шаббат 

История

Этимология

Слово происходит от еврейского глагола шават. Хотя он часто переводится как «передышка», другой более точный смысл — «прекращение работы», так как отдых обозначается не обязательно. Соответствующее современное еврейское слово shevita (трудовая забастовка) имеет те же последствия как энергичного, а не пассивного воздержания от работы. Понятие активного прекращения труда также считается более совместимым со всемогущей деятельностью Бога на седьмой день Творения в соответствии с Бытием.

Библейские источники

Суббота получает особый статус как святой день в самом начале Торы в Бытие 2: 1-3. Это первое повеление после выхода из Египта, в Исх. 16:26 (о прекращении манны) и в 16:29, а также в 20: 8-11 (как четвертая из Десяти Заповедей). Суббота упомянута еще много раз в Торе и Танахе; в данный день должно быть предложено двойное количество жертвоприношений животных. Её также описывают пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль, Осия, Амос и Неемия.

Происхождение

Многолетняя традиционная иудейская позиция заключается в том, что непрерывный седьмой день произошел в еврейском народе, как первое и самое священное учреждение. Истоки Шаббата и семидневной недели непонятны ученым; христианская традиция утверждает, что он имеет происхождение от библейского творения.

Седьмой день не проводился с египтянами, которым это было неизвестно; другие теории происхождения, основанные на дне Сатурна, или на планетах вообще, также недействительны.

Первая небиблейская ссылка на субботу находится в остраконе, найденном в раскопках в Месад-Хашавьяху, датированном 630 г. до нашей эры.

Соблюдение субботы было предложено в обозначении седьмого, четырнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого и двадцать восьмого дней лунного месяца в ассирийском религиозном календаре как «святые» («непригодные» для запрещенных видов деятельности).

Запреты включают воздержание от поездки на колеснице и отказ от мяса. Чиновникам возбранялось заниматься различными видами деятельности, а простым людям было запрещено «желать», и по крайней мере 28-й был известен как «сутки отдыха».

Шаббат первоначально возник из лунного цикла в вавилонском календаре, содержащего четыре недели, заканчивающихся в субботу, плюс один или два дополнительных нескорректированных дня в месяц. Трудности этой теории включают в себя согласование различий между непрерывной и лунной неделей и объяснение отсутствия текстов, обозначающих последнюю как Субботу на любом языке.

Статус святого дня

Танах и сидур описывают Шаббат как имеющие три цели:

  1. В ознаменование создания Божьей Вселенной, в седьмой день, когда Бог отдыхал или прекратил свой труд.
  2. В ознаменование искупления израильтян из рабства в Древнем Египте.
  3. Как мнение Олама Хабы (Мессианский век).

Иудаизм предоставляет Шаббату статус радостного праздника:

  • Это святой день, упомянутый в Библии, и Бог первым наблюдал за ним с прекращением Творения (Бытие 2: 1-3).
  • Иудейская литургия рассматривает Шаббат как «невесту» и «королеву».
  • Сефер читается во время декламации Торы, которая является частью более длительной утренней службы, чем чтения в течение недели. Моисеево Пятикнижие читается в продолжение годового цикла по одному на каждый Шаббат (иногда их удваивают). В субботу её читают на семь разделов, больше, чем в любой другой священный день, включая Йом Кипур. Затем устраивается чтение Хафтары из ветхозаветных пророков.
  • Традиция гласит, чтотМессия придет, если каждый еврей правильно соблюдает две следующие друг за другом субботы.
  • Кара в древности за осквернение Шаббата (побивание камнями) является самым суровым наказанием в еврейском законе.

Ритуалы

Приветствие субботы

Почитание (kavod Shabbat) в День подготовки (пятница) включает купание, стрижку, уборку и украшение дома (например, цветами). Согласно еврейскому закону, он начинается за несколько минут до захода солнца. В это время зажигаются свечи. Во многих общинах принято освещать за 18 минут до захода солнца (хотя иногда и за 36), и большинство печатных еврейских календарей придерживаются этого обычая.

Служение Каббалата – это молитвенная практика, приветствующая приход Шаббата. Перед ужином в пятницу вечером принято исполнять две песни, одно – «приветствие» ангелов-шаббатов в жилище, а другое восхваление женщины в доме за всю работу, которую она проделала за последнюю неделю. После благословений над вином и халой подаётся праздничная трапеза. Пение является традиционным для обедов в субботу. В нынешнюю эпоху многие композиторы пишут сакральную музыку для использования в пору каббала-шаббата, включая Роберта Страссбурга.

Согласно раввинской литературе, Бог через Тору приказывает евреям наблюдать (воздерживаться от запрещенной деятельности) и помнить (словами, мыслями и поступками) Шаббат, и эти действия символизируются двумя ординарными шаббатскими свечами. Они обычно загораются женщиной (или человеком, который живет один). В некоторых семьях их ставят больше, иногда в соответствии с количеством детей.

Другие ритуалы

Суббота – это день празднования, а также молитва. Обычно есть три праздничных блюда: ужин в субботу (в пятницу вечером), обед и пир в конце. Также принято носить хорошую одежду (отличную от будней), чтобы почтить этот день.

Многие евреи посещают службы синагоги в Шаббат, даже если они не делают этого в течение недели. Услуги проводятся накануне (в пятницу вечером), в субботу утром и после 12 часов.

За исключением Йом-Киппура, о котором говорится в Торе (Лев. 23:32),  общественный пост откладывается или продвигается, если он совпадает с Шаббатом. Сидящие сиверы (неделя траура после смерти супруга или родственника первой степени) внешне ведут себя нормально в течение всего дня, и им запрещается показывать публичные признаки траура.

Хотя большинство законов Шаббата являются ограничительными, четвертая из Десяти Заповедей в Исходе взята Талмудом и Маймонидом, чтобы ссылаться на запреты. К ним относятся:

  • Почитание Шаббата в субботу, в праздничной одежде и в воздержании от неприятных разговоров. Принято избегать бесед о деньгах или деловых вопросах.
  • Чтение кидуша за чашкой вина в начале пира или на приеме после завершения утренних молитв.

Порядок трех праздничных блюд. Они начинаются с благословения над парой хлебов (lechem mishneh, «double bread») обычно из плетеной халы, что символизирует двойную порцию манны, которая пал для еврейского народа за день до субботы в течение их 40 лет в пустыне после выхода из Египта. Традиционно подают мясо или рыбу, а иногда и то и другое, для субботнего вечера и утренних яств. Seudah Shlishit (буквально, «третье блюдо»), обычно легкая еда, которая может быть пареве или молочной, в конце субботнего дня.

  • Наслаждение Шаббатом: участие в приятных мероприятиях, таких как пение, провождение время с семьей и супружескими отношениями.
  • Чтение хавдалах.

Прощание

Хавдала (иврит: הַבְדָּלָה, «разделение») – это еврейская религиозная церемония, которая символизирует конец Шаббата и открывает новую неделю. По завершении в сумерках, после появления трех звезд в небе, над чашкой вина и с использованием ароматных специй и свеч, обычно плетеных, читаются благословения хавдалы,. Некоторые общины задерживают её до ночи, чтобы продлить Шаббат. Существуют разные обычаи относительно того, сколько времени нужно ждать после появления звезд до поры, пока суббота технически не закончится. Некоторые люди держатся на 72 минуты позже, а другие ждут дольше.

символизирует конец Шаббат

Запрещенные действия

Еврейский закон (халаха) возбраняет делать какие-либо формы мелахаха (מְלָאכָה, множественное число) в Шаббат, если неотложная человеческая или медицинская потребность не угрожает жизни. Хотя мелахах обычно переводится как «работа» на английском языке, лучшее определение – «преднамеренная деятельность» или «умение и мастерство». Есть 39 категорий запрещенных видов занятий (melakhoth), перечисленных в Мишне трактата Шабат 7: 2.

Термин shomer Shampat используется для человека (или организации), последовательно соблюдающего законы Шаббата. Этот архетип упоминается в иудейских песнях (например, Баруха Эль Элион) и в целевой аудитории различных трактатов по закону и практике Шаббата.

Нередко встречаются разногласия между православными и неправославными евреями относительно практического следования. Строгое соблюдение часто рассматривается как ориентир для ортодоксальности и действительно имеет юридическое отношение к тому, как еврей рассматривается православным религиозным судом в свете их принадлежности к иудаизму. 39 категорий мелахаха:

  • пашка земель
  • жатва
  • связующие шкивы
  • молотьба
  • лопата
  • отбор
  • шлифовка
  • просеивание
  • массирование
  • выпечка
  • стрижка
  • моющая вата
  • валяние и крашение
  • спиннинг
  • ткачество
  • ткачество двух полотен
  • разделение двух потоков
  • завязывание
  • развязывание
  • швейные стежки
  • разрывание
  • улавливание
  • забой
  • свежевание
  • дубление
  • соскабливание
  • маркировка
  • резка
  • написание и стирание двух или более букв
  • строительство
  • уничтожение
  • тушение пожара
  • разжигание огня
  • накладывание последнего штриха на объект
  • передача между домами

Категории занятий являются экзегетически обусловленными — из-за библейских отрывков, сопоставляющих соблюдение Шаббата (Исход 35: 1-3), с тем, чтобы сделать скинию (Исх.35: 4 и далее), они являются видами работы, необходимыми для строительства синагоги, и не указаны явно в Торе. Мишна замечает, что «законы Шаббата – как горы, свисающие на волосах, потому что символизируют маленькое Писание и многие законы». Раввинские ученые указали, что эти труды имеют общую деятельность, которая является «творческой», или которая осуществляет контроль или господство над окружающей средой.

Празднование шабат

Различные потоки иудаизма рассматривают запрет на работу по-разному. Сторонники православных и консервативных евреев воздерживаются от выполнения 39 запрещенных категорий деятельности. Каждый мелахах получил запреты различного рода. Поэтому в Шаббат существует множество запретных действий; все они восходят к одному из 39  главных запретов.

Учитывая вышеизложенное, 39 мелахот – это не столько труд, сколько «категории деятельности». Например, в то время как «веяние» обычно касается исключительно отделения мякины от зерна, а «отбор» относится лишь только к изолированию мусора от семян, они ссылаются в талмудическом смысле на любое дробление смешанных материалов, которое делает съедобным то, что было непригодным для пищи. Таким образом, фильтрация воды подпадает под эту категорию, так же как и сбор мелких костей из рыбы (одно из решений этой проблемы — гефилт).

Православные и консервативные

Православные и некоторые консервативные власти утверждают, что включение или отсоединение электрических устройств запрещено как мелахах; однако верхи не согласны с этим. Одно из мнений состоит в том, что маленькие кроны появляются в переключателе, когда цепь закрыта, и это будет представлять собой огонь. Если прибор предназначен для освещения (например, лампа накаливания или электрическая печь), то нагревательные элементы могут рассматриваться как тип огня, который подпадает под разжигание и готовку. Отключение света приведет к тушению пожара.

Другое мнение состоит в том, что устройство, подключенное к электрической розетке стены, становится частью здания, но не функционирует, когда переключатель в покое; подсоединение его тогда будет представлять собой действие, связанное со зданием. Некоторые школы мысли считают использование электричества запрещенным только по постановлению раввинов, а не потому, что оно нарушает одну из исходных категорий.

Общее решение проблемы электричества связано с предустановленными таймерами (субботними часами) для приборов, автоматически включать и гасить их, без вмешательства человека в сам Шаббат. Отдельные консервативные власти полностью отвергают аргументы в пользу запрета употребления электричества. Некоторые также нанимают гоев для исполнения запрещенных задач в Шаббат.

Автомобили

Православные и многие консервативные власти целиком отвергают использование автомобилей как нарушение нескольких категорий, включая освещение, тушение пожара и передачу между домами. Однако Комитет Консервативного движения по еврейским правилам и стандартам разрешает въехать в синагогу в Шаббат в качестве чрезвычайной меры на том основании, что если бы евреи лишились контакта с жизнью синагоги, они потерялись бы для своего народа.

Галахиально разрешенный режим, добавленный в моторизованный мотороллер, может быть использован для соблюдения Шаббата для тех, кто имеет ограничения на ходьбу, часто называемый скубатом субботы. Он предназначен только для людей, чья мобильность зависит от скутера или машины в течение недели.

вмешательства человека в сам Шаббат

Электричество

Православные и некоторые консервативные власти утверждают, что включение или выключение электрических устройств запрещено как мелахах; однако власти не согласны с этим. Одно из мнений состоит в том, что маленькие кроны появляются в переключателе, когда цепь закрыта, и это будет представлять собой огонь. Если прибор предназначен для освещения или нагрева (например, лампа накаливания или электрическая печь), то освещение или нагревательные элементы могут рассматриваться как тип огня, который подпадает под огонь и готовку. Отключение световых огней приведет к тушению пожара.

Другое мнение состоит в том, что устройство, подключенное к электрической розетке стены, становится частью здания, но не функционирует, когда переключатель выключен; включение его тогда будет представлять собой действие, связанное со зданием, и его отключение будет разрушать. Некоторые школы мысли считают использование электричества запрещенным только по решению раввинов, а не потому, что оно нарушает одну из исходных категорий.

Общее решение проблемы электричества связано с предустановленными таймерами (субботними часами) для электроприборов, автоматически включать и выключать их, без вмешательства человека в сам Шаббат. Некоторые консервативные власти полностью отвергают аргументы в пользу запрещения использования электричества. Некоторые православные также нанимают гоев для выполнения запрещенных задач в Шаббат.

Автомобили

Православные и многие консервативные власти полностью запрещают использование автомобилей в Шаббат как нарушение нескольких категорий, включая освещение, тушение пожара и передачу между домами. Однако Комитет Консервативного движения по еврейскому законодательству и стандартам разрешает въехать в синагогу в Шаббат в качестве чрезвычайной меры на том основании, что если бы евреи потеряли контакт с жизнью синагоги, они потерялись бы для еврейского народа.

Галахиально разрешенный режим Шаббата, добавленный в моторизованный мотороллер, может быть использован для соблюдения Шаббата для тех, кто имеет ограничения на ходьбу, часто называемый скубатом субботы. Он предназначен только для людей, чья ограниченная мобильность зависит от скутера или автомобиля в течение недели.

Модификации

По-видимому, «запрещенные» действия могут быть совершены путем модификации технологии, так что никакой закон не нарушается. В режиме «Суббота» на каждом этаже автоматически останавливается «специальный лифт», позволяя людям перемещаться вверх и вниз без каких-либо кнопок, которые как правило необходимы. Динамическое торможение также отключается, если оно обычно используется, т. е. сила тока, собранная с нисходящего движения и, следовательно, гравитационная потенциальная энергия пассажиров, в сети. Однако многие раввинские власти считают использование подобных лифтов правоверным теми, кто в противном случае способен нарушать Шаббат, причем такие обходные пути оказываются на пользу хрупким и инвалидам.

Многие соблюдающие евреи избегают запрета носить с собой сумку. Другие держат свои ключи в галстуке, части ремня, в пряжке или броши, потому что нет законной статьи насчет одежды или украшений. Резинкой с зажимами на обоих концах и с ключами, расположенными между ними как целыми звеньями, можно считать ремень.

Шаббат-лампы

Шаббат-лампы были разработаны для того, чтобы свет в помещении зажигался или гаснул по желанию, пока электричество остается включенным. Специальный механизм блокирует свет, когда положение требуется улучшить без нарушения Шаббата.

Приложение Shabbos представляет собой предлагаемое Android-приложение, заявленное его создателями, чтобы позволить православным евреям и всем иудеям за субботу использовать смартфон для переписки. Он встретил сопротивление со стороны некоторых властей.

Разрешения

В случае опасности человеческой жизни (pikuach nefesh), иудею не только разрешается, но и требуется нарушить любой закон галахии, который стоит на пути спасения человека (за исключением убийства, идолопоклонства, и запрещенных половых актов). Широко трактуется концепция жизни, находящейся в опасности: например, утверждается, что один срывает Шаббат, чтобы привести женщину активно трудиться в госпиталь. Малые раввинские ограничения часто нарушаются при гораздо менее срочных обстоятельствах (больной, но не критично).

Различные другие правовые позиции четко определяют, какие действия представляют собой осквернение Шаббата. К примерам этого относятся принцип shinui («изменение» или «отклонение»): Нарушение не считается серьезным, если запрещенный акт был выполнен таким образом, который в любой другой день недели считается ненормальным. Примеры включают в себя письмо с помощью недоминантной руки, по мнению многих раввинских властей. Этот законный принцип действует bedi’avad (ex post facto) и не запрещает деятельность при смягчающих обстоятельствах.

Реформа и реконструкция

Как правило, приверженцы реформаторского Иудаизма считают, что еврей сам определяет, следует ли внимать запретам Шаббата или нет. Например, некоторые могут найти действия, такие как письмо или приготовление пищи во время отдыха, чтобы сделать Шаббат лучше и приятнее,  и поэтому могут поощрять такую ​​практику.

Многие евреи-реформаторы считают, что то, что составляет «труд», различно для каждого человека и что только то, что индивидуум считает «работой», запрещено. Рабиан радикальной реформы Сэмюэл Холдхайм выступал за то, чтобы перевести субботу на воскресенье, поскольку многие уже не соблюдали Шаббат.

Более традиционные реформаторские и реконструирующие евреи считают, что эти галахоты в целом могут быть действительными, но каждый человек должен решить, как и когда применять их. Небольшая часть евреев в прогрессивной общине принимает эти законы так же, как православные.

Воодушевленные действия

Все деноминации поощряют данные акты в Шаббат:

  • Чтение, исследование и обсуждение Торы и комментариев, Мишны и Талмуда, а также изучение халахи и мидраша.
  • Посещение синагоги с молитвами.
  • Провождение времени с прочими евреями и общение с семьей, друзьями и гостями в субботних приютах (hachnasat orchim, «гостеприимство»).
  • Специальные песни для обеда Шаббата (обычно пели во время или после еды).
  • Семейные отношения между мужем и женой.
  • Сон.

Субботняя адаптация

Большинство христиан не соблюдают субботу, но вместо этого еженедельно поклоняются в воскресенье, которое часто называют «Днем Господа». Несколько христианских деноминаций, таких как адвентисты, Церковь Бога, Крестители и многие другие, справляют субботу. Это соблюдение празднуется с пятничного заката до следующего захода солнца.

Принцип еженедельного Шаббата также существует в других убеждениях. Примеры включают в себя вавилонский календарь и буддийскую Упосатху.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *