Ту би-Шват (иврит: ט»ו בשבט) является еврейским праздником и проходит на 15 — й день месяца Шеват (в 2018 году, он начинается на закате 30 и заканчивается с наступлением ночи 31 января). Торжество также называют «Рош ашханах Ла’Иланот» (иврит: ראש השנה לאילנות) буквально «Новый год деревьев». В современном Израиле этот праздник отмечается как день экологической осведомлённости, и на праздновании высаживаются в обязательном порядке деревья.
Официальное название | Иврит : ט»ו בשבט |
---|---|
Празднование | Евреи в Израиле иеврейская диаспора |
Тип | Еврейский религиозный, культурный |
Значение | Плоды, созревшие от Ту Бишвата, были рассчитаны на десятину в следующем году, если дерево не было в субботний год. Его роль важна для концепцииЧадаша . [ править ] |
памятные | Ту Бишхват «седер» |
Дата | 15 Шват |
2018 год | 31 января |
2019 год | 21 января |
Дата 2020 года | 10 февраля |
Относится к | Суккот |
Этимология
Содержание
Название Tu BiShvat происходит от даты еврейского праздника, который отмечают на пятнадцатый день Шевата. «Ту» подразумевает буквы на иврите Tet и Vav, которые имеют численное значение 9 и 6, образуя вместе 15. Ту би-Шват — относительно недавнее название, дата первоначально называлась «Ḥamisha Asar BiShvat» (חמשה-עשר בשבט) — «Пятнадцатый из Шеват».
Талмуд
Торжество появляется в Мишне в трактате Рош-а-Шана как одино из четырёх празднований начала нового года в еврейском календаре. Дискуссия о том, что считать правильным, стала источником дебатов среди раввинов: «И есть четыре даты Нового года: 1-й из Нисана — для королей и фестивалей, этот же день из Элула — для животных десятины. Раввин Элазар и Шимон говорят, что Первый из Тишрей — дата для расчёта календаря и юбилеев, для посадки и посева — 1-й день Шевата, по мнению школы Шамай. Приверженники Гилеля считали, что новый год начинается в пятнадцатый день от начала Швата» (Рош Хашана: 2а).
Раввины Талмуда придерживались именно этого мнения по данному вопросу. Таким образом, 15-е число Швата стало датой расчёта начала сельскохозяйственного цикла с целью библейской десятины.
Библейские десятины
Орла ссылается на запрет в святом писании (Левит 19:23) еды плодов деревьев, выращенных в течение первых трёх лет после их посадки.
Нета Реваи ссылается на заповедь (Левит 19:24), чтобы принести плодовые культуры четвёртого года в Иерусалим как десятину.
Они рассчитывались исходя из того созрел ли плод до или после Tu BiShvat. Маазер Шени съедалась в Иерусалиме, а Маасэр Ани была десятиной, отдаваемой бедным (Второзаконие 14: 22–29).
Из талмудических требований к фруктовым деревьям, использованным Ту Бишват в качестве даты отсечения в еврейском календаре для расчёта возраста плодоносящего дерева, Орла остаётся по сей день в той же форме, что и в талмудические времена. В православном иудейском мире эти практики по-прежнему соблюдаются сегодня как часть Галахи, еврейского закона. Фрукты, созревшие на трёхлетнем дереве перед Ту Бишватом, считаются орлами и запрещены к употреблению, а дозревшие плоды после праздника есть разрешено. В 1, 2, 4 и 5 годы цикла Шмита погашение обязательств по десятине Маасэр Шени сегодня соблюдается с помощью денег; в 3-й и 6-й её заменяет Маазер Ани, для погашения которой не требуются монеты. Tu BiShvat — это дата отсечения для определения к какому году принадлежат десятины.
Ту Бишват попадает на 15-й день еврейского Шевата и начинает трехмесячную серию полных лун середины месяца, которые завершаются Пасхой.
Каббалистическое и хасидское празднование
В Средние века Ту Бишват — праздник фруктов, отмечался в соответствии с описанием Мишнаика как Новый год. В XVI веке каббалист-рабби Ицхак Лурия из Цфата и его ученики учредили седер Ту Бишват, на котором плоды и деревья Земли Израиля получили символический смысл. Основная идея заключалась в том, что нужно съесть десять конкретных фруктов и выпить четыре чашки вина в определённом порядке, в то время как прочтение соответствующих благословений приведёт людей и мир ближе к духовному совершенству.
В Израиле каббалистический седер Ту Бишват был возрождён и в настоящее время отмечается многими евреями, религиозными и светскими. Для этой цели были написаны специальные haggadot.
В хасидской общине некоторые евреи засаливают или засахаривают этрог (цитрон) оставшийся от Суккота и съедают его на Ту Бишват. Некоторые молятся, чтобы они были достойны прекрасного этрога на следующем Суккоте.
Празднование в Израиле
На Ту Бишвате 1890 года раввин Зеев Яветц, один из основателей движения Мизрачи, взял своих учеников, чтобы посадить деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков. Этот обычай был принят в 1908 году Союзом еврейских учителей, а затем и Национальным фондом (Керен HaKayemet L’Израиль), созданным в 1901 году для наблюдения за рекультивацией земель и лесоразведением в Израиле. В начале XX века Еврейский национальный фонд посвятил день посадке деревьев эвкалипта, чтобы остановить распространение малярии в долине Хула. Сегодня Фонд проводит крупные мероприятия по посеву деревьев в больших лесах каждый Ту Бишват. Более миллиона израильтян принимают участие в процедуре посадки деревьев Еврейского национального фонда.
В соответствии с идеей Ту Бишват, отмечающей возрождение природы, многие из основных учреждений Израиля выбрали этот день для своей инаугурации. Закладка краеугольного камня Еврейского Иерусалимского университета состоялся на Ту Бишвате 1918 года; Техниона в Хайфе — в 1925, и Кнессета — 1949 г.
Tu BiShvat является израильским Арбор днём, и его часто называют этим именем в международных СМИ. Экологические еврейские организации приняли праздник для повышения осознания значимости окружающей среды. На израильском киббуциме Ту Бишват отмечается как сельскохозяйственный праздник.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!