Ту би-Шват (иврит: ט»ו בשבט) является еврейским праздником и проходит на 15 — й день месяца Шеват (в 2018 году, он начинается на закате 30 и заканчивается с наступлением ночи 31 января). Торжество также называют «Рош ашханах Ла’Иланот» (иврит: ראש השנה לאילנות) буквально «Новый год деревьев». В современном Израиле этот праздник отмечается как день экологической осведомлённости, и на праздновании высаживаются в обязательном порядке деревья.

Официальное название Иврит : ט»ו בשבט
Празднование Евреи в Израиле иеврейская диаспора
Тип Еврейский религиозный, культурный
Значение Плоды, созревшие от Ту Бишвата, были рассчитаны на десятину в следующем году, если дерево не было в субботний год. Его роль важна для концепцииЧадаша . править ]
памятные Ту Бишхват «седер»
Дата 15 Шват
2018 год 31 января
2019 год 21 января
Дата 2020 года 10 февраля
Относится к Суккот

Этимология

Название Tu BiShvat происходит от даты еврейского праздника, который отмечают на пятнадцатый день Шевата. «Ту» подразумевает буквы на иврите Tet и Vav, которые имеют численное значение 9 и 6, образуя вместе 15. Ту би-Шват — относительно недавнее название, дата первоначально называлась «Ḥamisha Asar BiShvat» (חמשה-עשר בשבט) — «Пятнадцатый из Шеват».

Талмуд

Торжество появляется в Мишне в трактате Рош-а-Шана как одино из четырёх празднований начала нового года в еврейском календаре. Дискуссия о том, что считать правильным, стала источником дебатов среди раввинов: «И есть четыре даты Нового года: 1-й из Нисана — для королей и фестивалей, этот же день из Элула — для животных десятины. Раввин Элазар и Шимон говорят, что Первый из Тишрей — дата для расчёта календаря и юбилеев, для посадки и посева — 1-й день Шевата, по мнению школы Шамай. Приверженники Гилеля считали, что новый год начинается в пятнадцатый день от начала Швата» (Рош Хашана: 2а).

Раввины Талмуда придерживались именно этого мнения по данному вопросу. Таким образом, 15-е число Швата стало датой расчёта начала сельскохозяйственного цикла с целью библейской десятины.

Библейские десятины

Орла ссылается на запрет в святом писании (Левит 19:23) еды плодов деревьев, выращенных в течение первых трёх лет после их посадки.

Нета Реваи ссылается на заповедь (Левит 19:24), чтобы принести плодовые культуры четвёртого года в Иерусалим как десятину.

Они рассчитывались исходя из того созрел ли плод до или после Tu BiShvat. Маазер Шени съедалась в Иерусалиме, а Маасэр Ани была десятиной, отдаваемой бедным (Второзаконие 14: 22–29).

Из талмудических требований к фруктовым деревьям, использованным Ту Бишват в качестве даты отсечения в еврейском календаре для расчёта возраста плодоносящего дерева, Орла остаётся по сей день в той же форме, что и в талмудические времена. В православном иудейском мире эти практики по-прежнему соблюдаются сегодня как часть Галахи, еврейского закона. Фрукты, созревшие на трёхлетнем дереве перед Ту Бишватом, считаются орлами и запрещены к употреблению, а дозревшие плоды после праздника есть разрешено. В 1, 2, 4 и 5 годы цикла Шмита погашение обязательств по десятине Маасэр Шени сегодня соблюдается с помощью денег; в 3-й и 6-й её заменяет Маазер Ани, для погашения которой не требуются монеты. Tu BiShvat — это дата отсечения для определения к какому году принадлежат десятины.

Ту Бишват попадает на 15-й день еврейского Шевата и начинает трехмесячную серию полных лун середины месяца, которые завершаются Пасхой.

Каббалистическое и хасидское празднование

В Средние века Ту Бишват — праздник фруктов, отмечался в соответствии с описанием Мишнаика как Новый год. В XVI веке каббалист-рабби Ицхак Лурия из Цфата и его ученики учредили седер Ту Бишват, на котором плоды и деревья Земли Израиля получили символический смысл. Основная идея заключалась в том, что нужно съесть десять конкретных фруктов и выпить четыре чашки вина в определённом порядке, в то время как прочтение соответствующих благословений приведёт людей и мир ближе к духовному совершенству.

В Израиле каббалистический седер Ту Бишват был возрождён и в настоящее время отмечается многими евреями, религиозными и светскими. Для этой цели были написаны специальные haggadot.

В хасидской общине некоторые евреи засаливают или засахаривают этрог (цитрон) оставшийся от Суккота и съедают его на Ту Бишват. Некоторые молятся, чтобы они были достойны прекрасного этрога на следующем Суккоте.

Празднование в Израиле

На Ту Бишвате 1890 года раввин Зеев Яветц, один из основателей движения Мизрачи, взял своих учеников, чтобы посадить деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков. Этот обычай был принят в 1908 году Союзом еврейских учителей, а затем и Национальным фондом (Керен HaKayemet L’Израиль), созданным в 1901 году для наблюдения за рекультивацией земель и лесоразведением в Израиле. В начале XX века Еврейский национальный фонд посвятил день посадке деревьев эвкалипта, чтобы остановить распространение малярии в долине Хула. Сегодня Фонд проводит крупные мероприятия по посеву деревьев в больших лесах каждый Ту Бишват. Более миллиона израильтян принимают участие в процедуре посадки деревьев Еврейского национального фонда.

В соответствии с идеей Ту Бишват, отмечающей возрождение природы, многие из основных учреждений Израиля выбрали этот день для своей инаугурации. Закладка краеугольного камня Еврейского Иерусалимского университета состоялся на Ту Бишвате 1918 года; Техниона в Хайфе — в 1925, и Кнессета — 1949 г.

Tu BiShvat является израильским Арбор днём, и его часто называют этим именем в международных СМИ. Экологические еврейские организации приняли праздник для повышения осознания значимости окружающей среды. На израильском киббуциме Ту Бишват отмечается как сельскохозяйственный праздник.

 

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *