Рождество — ежегодное торжество в память о появлении на свет Иисуса Христа, отмечается в основном 25 декабря в качестве религиозного и культурного празднования среди миллиардов людей по всему миру. Праздник занимает центральное место в христианском литургическом годе, он предшествует сезону Адвента или Рождественского поста и инициирует Святки, которые исторически на Западе длятся 12 дней и достигают кульминации на Двенадцатую ночь. В некоторых традициях, Christmastide включает октаву. Рождество является государственным праздником во многих странах мира, отмечается религиозно большинством христиан, а также в культурном отношении не исповедующих эту веру, и составляет неотъемлемую часть курортного сезона, сосредоточенного вокруг него.

Традиционное рождественское повествование, очерченное в Новом Завете, говорит о том, что Иисус родился в Вифлееме, в соответствии с мессианскими пророчествами. Когда Иосиф и Мария прибыли в город, в гостинице не было места, и им предложили конюшню, где вскоре родился ребёнок Христос, и ангелы провозгласили новость пастухам, которые затем распространили эту информацию.

Хотя месяц и дата появления Иисуса неизвестны, в начале-середине четвёртого века Западная христианская церковь отвела празднику 25 декабря. Позже эта же дата была утверждена и на Востоке. Сегодня большинство христиан празднуют Рождество по григорианскому календарю, который был принят как гражданский почти во всех странах мира. Тем не менее некоторые восточные христианские церкви отмечают Рождество по более старому юлианскому календарю. В настоящее время это соответствует 7 января, на следующий день после того, как Западная христианская церковь празднует Крещение. Это не является разногласием по поводу даты Рождества как такового, а скорее предпочтения, какой календарь следует использовать для определения дня, который составляет 25 декабря. К тому же основной целью в праздновании Рождества считается для христиан вера в то, что Бог пришёл в мир в форме человека, чтобы искупить грехи человечества, а не точная дата его появления.

Праздничные обычаи, связанные в разных странах с Рождеством, сочетаются с дохристианскими, христианскими и светскими темами и происхождением. Популярные современные обычаи праздника включают праздничное оформление, заполнение календаря в Адвенте, рождественскую музыку, освещение Криллингля, просмотр пьесы, обмен открытками, церковные службы, специальную еду и отображение различных тематических украшений; в том числе ёлки, огни, сцены Рождества, гирлянды, венки, омелу и падуб.

Кроме того, несколько тесно связанных и часто взаимозаменяемых фигур, известных как Санта-Клаус, Дед Мороз, Святой Николай и Христоскин приносят подарки детям во время рождественского сезона и имеют собственные традиции и знания. Все эти аспекты праздника связаны с повышенной экономической активностью, и поэтому он стал значительным событием и ключевым периодом продаж для розничных торговцев и предприятий. Экономические последствия праздника неуклонно росли в течение нескольких столетий во многих регионах мира.

Рождественские праздники

Этимология

«Рождество» является сокращённой формой Christ «s массы». Это происходит от Среднеанглийского Кристемасса, который от древнеанглийского Crīstesmæsse, фраза, впервые записанная в 1038 году, за ней следует слово Cristes-messe в 1131-м. Crīst (родительный падеж Crīstes) – от греческого Khrīstos (Χριστός), перевод иврита Машуа (מָשִׁיחַ), «Мессия», означающий «помазанник», и mæsse от латинского missa, празднование Евхаристии.

Форма Christenmas также исторически использовалась, но теперь считается архаичной и диалектной. Она происходит от среднего английского Кристенмасса буквально «христианской массы». Xmas – аббревиатура Рождества, найденная особенно в печати, основанная на первоначальном письме chi (Χ) в греческом Khrīstos (Χριστός), «Христос», хотя многочисленные руководства по стилю препятствуют такому использованию. У неё есть прецедент в Среднем английском языке Χρ̄es masse (где «Χρ̄» является аббревиатурой от Χριστός).

Другие названия

Рождество известно под другими названиями на протяжении всей истории. Англосаксы называют его «праздник зимы» или иногда Nātiuiteð (от латыни nātīvitās ниже). Слово «Рождество» — «появление на свет», происходит от латинского nātīvitās. На древнеанглийском языке Геола (Юле) обозначал период, соответствующий декабрю и январю, который в конечном счёте был приравнен к христианскому Рождеству. «Ноэль» (или Nowel) вошёл в английский язык в конце XIV века и был от старого французского noël или naël, сам в конечном счёте от латинского nātālis (diēs), означающего «рождение (день)».

Рождество

В канонических Евангелиях от Луки и Матфея описывается рождение Иисуса в Вифлееме девственной матерью. Иосиф и Мария Прибыли туда из Назарета для переписи. Иисус родился там и был положен в ясли, по словам Луки. Он говорит, что ангелы провозгласили его спасителем для всех людей, и пастухи пришли, чтобы поклониться ему его.

В рассказе Матфея мудрецы следуют за звездой в Вифлеем, чтобы принести дары Иисусу, рождённому стать новым царём Иудейским. Правитель Ирод приказал убить всех мальчиков младше двух лет в Вифлееме, но семья бежит в Египет, а затем поселяется в Назарете.

Как празднуют Рождество

История

Истории Рождества Матфея и Луки видны в евангелиях, и ранние христианские писатели предложили разные даты для этого события. Первый зарегистрированный праздник отметили в Риме в 336 году. Рождество сыграло свою роль в арианской полемике IV в. В раннем Средневековье он был омрачён Крещением. Торжество вновь завоевало известность после 800 года, когда Карла Великого короновали императором на Рождество.

Связывая его с пьянством и другими проступками, пуритане запретили праздник в XVII веке. Он был восстановлен в качестве законного в 1660 году, но остался дискредитированным. В начале XIX века Рождество возродилось вместе с Оксфордским движением в англиканской церкви.

Чарльз Диккенс и другие авторы изобрели новый праздник, описывая этот период как время для семьи, религии, дарения и социального примирения, в отличие от разгула, который был распространён исторически.

Выбор даты 25 декабря

В III столетии дата рождения Иисуса явилась предметом большого интереса и неопределённости. Около 200 г. н. э., Климент Александрийский писал:
«Есть те, кто назвали не только год рождения нашего Господа, но и дату; и они говорят, что это произошло в 28-й год Августа и в 25-й день египетского месяца Пахон [20 мая] … Далее, другие говорят, что он родился 24 или 25 числа Фармути».
Остались ещё письменные формы этого времени, в которых все предлагалось 20 мая, 18 или 19 апреля, 25 марта, 2 января, 17 или 20 ноября. Различные факторы способствовали выбору 25 декабря в качестве даты празднования: это день зимнего солнцестояния в римском календаре; около девяти месяцев после 25 марта, весеннего равноденствия и даты, связанной с концепцией Иисуса.

Дата солнцестояния

25 декабря — зимние солнцестояние в римском календаре. Христос решил родиться в самый короткий день года по символическим причинам в соответствии с ранней Рождественской проповедью Августина: «Следовательно, он родился в тот день, который является самым коротким в нашем земном расчёте и последующие начинают увеличиваться в длину. Поэтому он, наклонившись и подняв нас, выбрал самый короткий день, но тот, из которого свет начинает увеличиваться».

Связывание Иисуса с Солнцем поддерживалось различными библейскими отрывками. Иоанн описывает Христа как «свет мира». В предсказании Малахии говорится: «Ибо вы восстанете солнце праведности, и исцеление на крыльях его».

Такой солнечный символизм может поддерживать более одной даты рождения. Анонимная работа известная как «De пасхальное судебный приказ о представлении отчётности» связала идею, что появление началось в дату весеннего равноденствия, с рождением Иисуса на 28 марта, в день создания Солнца в книге Бытия. Один перевод гласит: «О великое и божественное провидение Господа, что тогда, когда было возжжено солнце, 28 марта, в среду, Христос должен родиться».

В XVII веке Исаак Ньютон утверждал, что дата Рождества была выбрана в соответствии с солнцестоянием.
По словам Стивена Хиджманса из Университета Альберты: «Это космический символизм, который вдохновил руководство Церкви в Риме на избрание южного солнцестояния, 25 декабря, как день рождения Христа и северное, как Иоанна Крестителя, дополненные равноденствиями в качестве их соответствующих дат зачатия».

празднование рождества и нового года

Гипотеза вычисления

Гипотеза расчёта предполагает, что более ранний праздник, состоявшийся 25 марта, стал ассоциироваться с Воплощением. Современные учёные ссылаются на него как на квартедемикаль. Затем Рождество рассчитали как девять месяцев спустя. Гипотезу расчёта предложил французский писатель Луи Дюшес в 1889 году. В наше время 25 марта отмечается как Благовещение. Этот праздник создан в седьмом веке и был назначен на день, который составляет девять месяцев до Рождества, в дополнение к традиционной дате равноденствия. Он несвязан с квартедерималом, который был забыт к этому времени.

Ранние христиане отмечали появление Иисуса на день, который считается эквивалентным 14 нишанам в местном календаре. Поскольку Пасха проведена 14 числа месяца, то праздник упоминается как квартодецимал. В этот день были отмечены все основные события жизни Христа, особенно страсти. В своём письме к Коринфянам Павел упоминает Пасху, по-видимому, отмечаемую согласно местному календарю в Коринфе. Тертуллиан (д. 220), живший в латиноамериканской Северной Африке, датирует праздник страстей как 25 марта. Позже в 165 году он был перенесён на Страстную пятницу, когда Папа Сотер создал Пасху, переназначив Воскресение в воскресенье. Согласно гипотезе «Расчёт», празднование квартедерималя продолжалось в некоторых областях, и праздник стал ассоциироваться с Воплощением.

Гипотеза расчёта считается академически «вполне обоснованной», хотя и не определённой. Это было традиционное еврейское убеждение, что великие люди жили целыми годами без фракций, таким образом, Иисус считался зачатым 25 марта, когда он умер в эту же дату, которая, как полагали, совпала с 14 Нисан. В комментариях к пророку Даниилу (204) Ипполита из Рима указывается 25 декабря как дата рождения.

В 221 году Секст Юлий Африканский (около 160–240) определил 25 марта днём зачатия и концепции Иисуса во всемирной истории. Этот вывод был основан на солнечной символике, а дата – на дне равноденствия. Поскольку это подразумевает рождение в декабре, иногда утверждается, что это 25 число. Однако, Африканский не был настолько влиятельным писателем, чтобы определить дату праздника.

Трактат «Зачатие и рождение Господа нашего Иисуса Христа и Крестителя», ложно отнесённый к Иоанну Златоусту, также утверждал, что Сын Божий был зачат и распят в один и тот же день в году и рассчитал это как 25 марта. В этом анонимном тракте также говорится: «Но наш Господь тоже родился в декабре месяце … восемь до календаря января … Но они называют его «Днём рождения непобедимого», Кто действительно так непокорен, как наш Господь … Или, если они говорят, что это день рождения светила небесного, Он Солнце Справедливости».

История Рождества

История религии

Гипотеза «История религий» предполагает, что дата 25 декабря, подходит к соответствующему празднику, проводимому римлянами в честь бога Солнца Сол Инвиктуса. Он был установлен Аврелианом в 274. Явное выражение этой теории появляется в аннотации неопределённой даты, добавленной к рукописи произведения сирийского епископа XII века Якоба Бар-Салиби. Автор, который добавил её, написал:

«Это было обычаем язычников отмечать 25 декабря день рождения Солнца, при котором они зажигали огни в знак праздника. В этих торжествах и разгулах также принимали участие христиане. Соответственно, Церковь приняла то, что они признают праздник, и было решено истинное Рождество отмечать в этот день».

В 1743 году немецкий протестант Пол Эрнст Яблонски утверждал, что Рождество было назначено на 25 декабря, чтобы перекликаться с римским праздником солнца Dies Natalis Solis Invicti и, следовательно, было «язычеством», которое унизило истинную церковь. Утверждается, что, напротив, император Аврелиан, учредивший в 274 году праздник Dies Natalis Solis Invicti, сделал это отчасти как попытку придать языческое значение дате, которая стала важна для христиан в Риме.

Герман Усенер и другие предположили, что верующие выбрали эту дату, так как это был римский праздник, отмечающий рождение Сол Инвиктуса. Однако современный учёный С.Е. Хийманс заявляет: «Хотя они знали, что язычники называли этот день «днём ​​рождения» Сол Инвиктуса, это не сыграло никакой роли в выборе даты для Рождества». Кроме того, Томас Дж. Тэлли считает, что римский император Аурелиан назначил фестиваль Сол Инвиктус 25 декабря, чтобы конкурировать с растущими темпами христианства, которое уже отмечало Рождество в этот день. По мнению Литургической комиссии Церкви Англии, гипотеза «История религий» была опротестована взглядом, основанным на старой традиции, согласно которой дата Рождества зафиксирована через девять месяцев после 25 марта, дня весеннего равноденствия, когда отмечалось Благовещение.

По поводу декабрьского религиозного праздника обожествлённого Сол Инвиктуса, в отличие от празднования равноденствия — рождения астрономического светила, один учёный отметил: «В то время как зимнее солнцестояние 25 декабря или около того было хорошо зарекомендовавшей себя в римском императорском календаре датой, нет никаких доказательств, что религиозное торжество Сола в этот день предшествовало празднованию Рождества». «Томас Тэлли утверждал, что, хотя посвящение императора Аврелиана в храме бога солнца в кампусе Мартиус (СЕ 274), вероятно, состоялось 25 декабря в день рождения Непобедимого Светила, в языческом Риме по иронии судьбы не отмечалось зимнего равноденствия или каких-либо других дней, как можно было бы ожидать».

Оксфордский приверженец христианской мысли замечает неопределённость в отношении порядка приоритета между религиозными празднованиями дня рождения непокоренного Солнца и Иисуса. Он заявляет, что гипотеза о выборе 25 декабря для празднования появления на свет Сына Бога на основе даты его зачатия 25 марта, «потенциально устанавливает 25 декабря как христианский праздник до указа Аврелиана».

Рождество и новогодние праздники

Введение праздника

Поскольку Рождество неизвестно ранним писателям, оно должно было быть введено через некоторое время после 300. Ириней и Тертуллиан опускают этот праздник из своих перечней. В 245 году Ориген Александрии, упоминая о Левите 12: 1–8, прокомментировал, что в Писании упоминаются только грешники, празднующие дни их рождения: фараон, который затем повесил своего главного пекаря (Бытие 40: 20–22) и Ирод, обезглавивший Иоанна Крестителя (Марка 6: 21–27), и упоминает святых как, проклинающих день их рождения, а именно Иеремию и Иов (Иов 3: 1–16). В 303 году Арнобий все ещё высмеивал идею празднования дней рождения богов. Это приводится в качестве доказательства, что Арнобий не знал о праздновании появления на свет Иисуса. Но так как это торжество не отмечает рождение Христа «как Бога», а «как человека», это необязательно означает, что дата не отмечалась в это время.

Самое раннее известное Рождество записано в рукописи четвёртого века, составленной в Риме. Там, как считается, описывается праздник, который произошёл в 336. Он был подготовлен в частном порядке для Фурии Дионисия Филокала, римского аристократа, в 354 году. В упомянутой ссылке говорится: «VIII kal. Ian. Natus Christus in Betleem Iudeæ», что переводится как «8 Января Рождение Христа в Вифлееме, Иудея». Эта ссылка расположена в разделе рукописи, которая была скопирована из более раннего исходного материала. Документ также содержит самую древнюю известную ссылку на праздник Сол Инвиктус. Донатисты Северной Африки отметили, что празднование Рождества установлено к тому времени, когда церковь была создана в 311.

В Восточном христианстве торжество появления Иисуса отмечено в связи с Богоявлением 6 января, в котором, однако, подчёркивалось празднование крещения Христа. Рождество было возвышено на христианском Востоке после смерти Ариана императора Валента в битве при Адрианополе в 378 в рамках возрождения Никейского христианства. Праздник был введён в Константинополе в 379 г. в антиохии от Иоанна Златоуста к концу четвёртого века, вероятно, в 388 году, а в Александрии – только в следующем столетии. Праздник исчез после того, как епископ Григорий Назианцус подал в отставку в 381 году, хотя он был вновь введён Иоанном Златоустом примерно в 400. Даже на Западе 6 января празднование Рождества Иисуса, похоже, продолжалось до 380.

Рождественские праздники

Отношение к параллельным празднованиям

Многие популярные обычаи развивались независимо от торжества появления на свет Иисуса, причём ряд их элементов происходил из дохристианских фестивалей, которые отмечались в зимнее солнцестояние языческими группами, впоследствии преобразовавшимися в христианство. Эти элементы, в том числе полено из Юля и дарение от Сатурналия, синкретизированы в Рождество на протяжении веков. Преобладающая атмосфера праздника также непрерывно развивается с самого его основания начиная от пьяного, карнавального в Средние века, к торжеству, ориентированному на тему семьи и детей, введённую в 19-м в. Фактически празднование Рождества было запрещено в определённых протестантских группах, таких как пуритане, из-за опасений, что оно слишком языческое или небиблейское. Свидетели Иеговы также отвергают празднование Рождества.

До и в течение ранних христианских веков зимние праздники, особенно сосредоточенные на солнцестоянии, были самыми популярными в году во многих европейских языческих культурах. Это связано с тем, что в течение зимы было меньше сельскохозяйственных работ, а также ожидалось улучшение погоды по мере приближения весны. Многие современные рождественские обычаи берут начало от этих праздников, в том числе:

  • Подарки и веселье от сатурналия.
  • Озеленение, огни и благотворительность из римского Нового года.
  • Юле и традиционные продукты из германских праздников.

Торжество египетского божества Хоруса, сына богини Исиды, отмечалось в день зимнего солнцестояния. Его часто изображали во время кормления матерью, что также повлияло на символизм Девы Марии с младенцем Христом.

Дохристианские германские народы, в том числе англосаксы и норвежцы, отмечали зимний фестиваль под названием Юль, который проходил в конце декабря – начале января. Уступая современному английскому празднику, он сегодня используется как синоним Рождества. В областях, говорящих на немецком языке, многочисленные элементы современного праздничного народного обычая и иконописи основаны на Юле, в том числе полено, кабан и козёл. Часто ведущий призрачное шествие по небу (Дикая Охота), бородатый бог Один упоминается как «Отец Юла». Это можно проследить в древнескандинавских текстах, в то время как другие боги называются «существами Юла».

В Восточной Европе также старые языческие традиции введены в праздник, например, Коледа, которая включена в Рождественский гимн.

Рождественский гимн

Средний возраст

В раннем Средневековье День появление на свет Иисуса омрачено Крещением, которое в западном христианстве сосредоточилось на посещении магов. Но в средневековом календаре преобладали праздники, связанные с появлением на свет Иисуса. Сорок дней до Рождества стали «сорокадним святым Мартином», теперь известным как Адвент. В Италии к этому празднику присоединились бывшие сатурналианские традиции. В XII веке они снова перешли ко времени, которое появляется в литургических календарях как Рождество Христово или Двенадцать Святых дней (25 декабря – 5 января).

Популярность праздника постепенно стала увеличиваться после того, как Карла Великого короновали императором на Рождество в 800 году. На этот же праздник был помазан Король Эдмунд Мученик в 855-м, а Уильям I Англии — увенчан Рождеством 1066.

Коронация Карла Великого совпавшая с торжеством появления на свет Иисуса помогла повысить популярность праздника

В эпоху средневековья он стал настолько заметным, что летописцы обычно упоминали, как различные магнаты отмечают Рождество. Король Ричард II Англии провёл праздник в 1377 году, на котором было съедено двадцать восемь быков и три сотни овец. Кабан Юла являлся общей чертой средневекового Рождества. Кэролинг также стала популярной. Изначально это была группа в которую входили ведущий певец и кольцо танцоров, которые обеспечивали хор. Различные писатели того времени указывали на то, что в этой форме могли сохраниться традиции Сатурналия и Юле. «Нарушение, распущенность, азартные игры» – также являлись важным аспектом фестиваля. В Англии вручали подарки в Новый год и был специальный праздничный эль.

Рождество в Средние века было общественным праздником, в который вошли плющ, падуб и другие вечнозелёные растения. Обмен подарками в Средние века обычно происходил между людьми с правоотношениями, такими как арендатор и домовладелец. Ежегодная индульгенция с едой, танцами, пением, спортом и карточной игрой выросла в Англии, а к XVII веку в рождественский сезон были представлены щедрые ужины, сложные маски и конкурсы. В 1607 году король Джеймс I настоял на том, чтобы играть в рождественскую ночь. Во время Реформации в Европе XVI–XVII веков многие протестанты изменили традицию вручения подарков. Теперь их приносил ребёнок Христа или Христаки с 6 декабря до Рождества.

Рождество в Средние века

Реформация в 18 веке

После протестантской Реформации многие новые деноминации, в том числе англиканская и лютеранская церкви, продолжали праздновать появление на свет Сына Божьего. В 1629 году поэт Джон Милтон написал «Утром Рождества Христова», стихотворение, которое с тех пор читали многие во время праздника. Дональд Хайнц, профессор Калифорнийского государственного университета, утверждает, что Мартин Лютер «открыл эпоху, когда Германия создаст уникальную культуру Рождества, много скопированную в Северной Америке». Среди конгрегаций Голландская Реформатской церкви, этот праздник отмечался как один из главных евангельских.

Однако в Англии XVII века некоторые группы, такие как пуритане решительно осудили празднование Рождества, считая это католическим изобретением и «атрибутами папы» или «лохмотью зверя». Напротив, установленная англиканская церковь «настаивала на более тщательном соблюдении праздников, покаянных сезонов и дней святых».

Календарная реформа стала основным напряжением между англиканской и пуританской партиями. Католическая церковь также ответила, продвигая праздник в более религиозно ориентированной форме. Король Чарльз I из Англии поручил дворянам вернуться в свои помещичьи поместья в середине зимы, чтобы сохранить старую рождественскую щедрость. После победы парламентария над Карлом I во время Гражданской войны в Англии, пуританские правители этой страны запретили торжество в 1647.

Протесты последовали после того, как в ряде городов вспыхнули про-рождественские беспорядки, а в течение нескольких недель Кентербери контролировалось мятежниками, которые украшали дверные проёмы с падубом и кричали роялистские лозунги. Книга «Осквернение Рождества» (Лондон, 1652 г.), выступала против пуританов и отмечала древнеанглийские праздничные традиции, обед, жаркое из яблок на костре, карточную игру, танцы с «плугами», старого Деда Мороза и выступление певцов.

С восстановлением короля Карла II в 1660 году закончился запрет, но многие кальвинистские священнослужители все ещё не одобряли празднования Рождества. Таким образом, в Шотландии пресвитерианская церковь игнорировала соблюдение праздника, и хотя Джеймс VI командовал торжеством в 1618 году, посещение храма было скудным. Парламент Шотландии официально отменил празднование Рождества в 1640-м, утверждая, что церковь теперь «очищена от соблюдения всех суеверных дней». Только в 1958 году Рождество снова стало шотландским праздником.

После Восстановления Карла II в «Безумном Робинском Альманахе» были написаны строки: «Теперь благодарим Бога за возвращение Чарльза, чьё отсутствие заставило нас оплакивать старое Рождество». Дневник Джеймса Вудфорда, со второй половины XVIII века, рассказывает о соблюдении праздника и традиций, связанных с сезоном в течение ряда лет.

В колониальной Америке, Паломники Новой Англии разделяли радикальное протестантское неодобрение Рождества. Отцы-пилигримы в течение 1620 года предали его ненависти, когда они провели свой первый праздничный день в Новом Свете, продемонстрировав полное презрение к этому торжеству. Непутитанцы сожалели об утрате праздников, которыми наслаждались трудовые классы в Англии. Празднование Рождества было объявлено вне закона в Бостоне в 1659 году. Запрет отменили лишь в 1681-м при губернаторе Эдмуне дом Андросоме, однако, только в середине XIX века празднование Рождества стало модным в Бостонском регионе.

В то же время христианские жители Вирджинии и Нью-Йорка свободно соблюдали праздник. Германские поселенцы, в первую очередь моравские Вифлеема, Назарета и Литица в Пенсильвании и жители Вачовия в Северной Каролине восторженно праздновали Рождество. Поселения Моравии в Вифлееме ввели первые праздничные ёлки и сцены в Америке. Праздник попал в немилость в Соединённых Штатах после революции, когда его стали считать английским обычаем. В то время как Джордж Вашингтон напал на гессенских (немецких) наёмников на следующий день после Рождества во время битвы при Трентоне 26 декабря 1776 года, этот праздник был гораздо более популярным в Германии, чем в Америке.

С атеистическим культом разума во власти в эпоху Революционной Франции христианские рождественские религиозные службы были запрещены, и три торжества королей переименованы в «торт равенства» в рамках антиклерикальной политики правительства.

Как празднуют рождество

19 век

В Великобритании Рождество стало государственным праздником в 1834 году, День подарков был добавлен в 1871-м.

В начале XIX века писатели воображали праздник как время сердечного торжества. В 1843 году Чарльз Диккенс создал роман «Рождественская песнь», который помог возродить «дух» праздника и сезонного веселья. Его мгновенная популярность сыграла важную роль в изображении торжества, подчёркивающего семью, доброжелательность и сострадание.

Диккенс стремился построить Рождество как семейный фестиваль щедрости, связывая «поклонение и пиршество в контексте социального примирения». Налагая своё гуманитарное видение праздника, в так называемой философии Кэрол, Диккенс повлиял на многие аспекты Рождества, которые сегодня отмечаются в западной культуре, такие как семейные сборы, сезонные блюда и напитки, танцы, игры и праздничную щедрость духа. Знаменитая фраза из рассказа «Счастливого Рождества» была популяризирована после появления этой истории. Это совпало с началом Оксфордского движения и ростом англокатолицизма, что привело к возрождению традиционных ритуалов и религиозных обрядов.

Термин Scrooge стал синонимом скряги, с «Bah! Humbug!» пренебрегая праздничным духом. В 1843 году вышла первая коммерческая открытка сэра Генри Коула. Восстановление тожества Кэрол началось с «Рождественских гимнов» (1833) Уильяма Сэндиса, с появлением в печати «Первого Ноэля», «Я видел три судна», Hark the Herald, Angels Sing, God Rest Ye Merry, Gentlemen, популяризированный Dickens.

В Великобритании, ёлка была введена в начале XIX века после женитьбы Георга III на Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой. В 1832 году будущая королева Виктория писала о своём восторге от рождественской ёлки, увешанной огнями, украшениями и подарками. После её брака с немецким принцем Альбертом, к 1841 году обычай распространился по всей Великобритании.

Картина королевской семьи у ёлки в ​​Виндзорском замке вызвала сенсацию, когда она была опубликована в Иллюстрированных лондонских новостях в 1848 году. Модифицированная версия этого изображения появилась в США в 1850-м. В 1870-х там стала распространяться рождественская ёлка.

В Америке интерес к празднику был возрождён в 1820 – х после коротких рассказов Вашингтон Ирвинг, которые появляются в его Книге эскизов Джеффри Крайана, например, «Старое Рождество». Рассказы изображали гармоничные сердечные английские торжества, которые он видел во время пребывания в Астон-Холле, Бирмингеме, Англия. Писатель использовал трактат «Значение Рождества» (1652) о древнеанглийских праздничных традициях в своём журнале в формате рассказов.

В 1822 году Климент Кларк Мур написал стихотворение «Визит от святого Николая». Оно помогло популяризировать традицию обмена подарками, и сезонные рождественские покупки стали приобретать экономическое значение. Это также начало культурный конфликт между духовной ролью праздника и связанным с ним коммерциализмом, который некоторые считают развращением. В своей книге 1850 «Первое Рождество в Новой Англии», Гарриет Бичер-Стоу включает в себя символ, который жалуется, что истинный смысл Рождества потерян в антиохии.

В то время как торжество ещё не было обычным явлением в некоторых регионах США, Генри Уодсворт Лонгфелло обнаружил «переходное состояние праздника здесь, в Новой Англии» в 1856. «Старое пуританское чувство мешает торжеству быть весёлым, сердечным, хотя с каждым годом оно становится таким всё больше». В Рединге, штат Пенсильвания, в 1861-м в газете отмечалось: «Даже наши пресвитерианские друзья, которые до сих пор неуклонно игнорировали Рождество собрались в силе, чтобы отпраздновать годовщину появления на свет Спасителя».

Первая конгрегационная церковь в Рокфорде, штат Иллинойс, «хотя и подлинных пуританских акций», «готовилась к грандиозному юбилею», сообщает корреспондент новостей в 1864 году. К 1860-му четырнадцать штатов приняли день появления на свет Христа как законный праздник. В 1875-м Луи Пранг, названный «отцом рождественской открытки», представил первое её изображение американцам. 28 июня 1870 года праздник официально объявлен федеральным в Соединённых Штатах.

Рождество в Великобритании

20 век

До 1950-х в Великобритании многие рождественские обычаи были ограничены высшими классами и более обеспеченными семьями. Масса населения не приняла многие ритуалы, которые впоследствии стали всеобщими. Ёлку украшали редко. Рождественский ужин из говядины, а не из индейки. В чулках у детей могли появиться яблоко, апельсин и сладости. Полное празднование семейного Рождества со всеми украшениями получило широкое распространение с ростом благосостояния в 1950-х. Национальные газеты были опубликованы в Рождество до 1912, а почта доставлялась до 1961. Лиги футбольных матчей продолжались в Шотландии до 1970 годов, а в Англии они прекратились в конце 1950-х.

При государственном атеизме Советского Союза, после его основания в 1917, рождественские праздники – наряду с другими христианскими – были запрещены публично. В течение 20–40-х годов Лига воинствующих атеистов поощряла школьников к кампании против рождественских традиций, таких как ёлка, а также других христианских праздников, включая Пасху; Лига установила антирелигиозные торжества в качестве замены. В разгар этого преследования, в 1929 году, на Рождество, детям в Москве было предложено плевать на распятие в знак протеста против праздника.

Только после роспуска Советского Союза в 1991 году, преследование закончилось, и православное Рождество снова стало государственным праздником в России впервые после семи десятилетий.

Профессор европейской истории Джозеф Перри писал, что также было в нацистской Германии, «так как идеологи видели организованную религию в качестве врага тоталитарного государства, пропагандисты стремились ослабить или уничтожить христианские аспекты праздника» и «они неустанно продвигались вперёд» многочисленные нацизированные рождественские песни, которые заменили христианские темы расистскими идеологиями режима.

Поскольку празднования дня появления на свет Иисуса стали проходить по всему миру даже за пределами традиционных христианских культур в XX веке, некоторые страны с мусульманским большинством запретили эту практику, утверждая, что это подрывает ислам.

Обычаи и традиции

Рождество празднуется как крупный праздник в странах по всему миру, в том числе во многих, чьё население в основном нехристианское. В некоторых таких районах (например, Гонконг) празднование появилось в период прежнего колониального правления; в других, христианские меньшинства или иностранные культурные влияния привели к тому, что население соблюдает праздник. Такие государства, как Япония, где Рождество популярно, несмотря на то, что там лишь небольшое количество христиан, приняли многие светские аспекты праздника, такие как подарки, украшения и ёлки.

Страны, в которых Рождество не является официальным государственным праздником, включают Афганистан, Алжир, Азербайджан, Бахрейн, Бутан, Камбоджу, Китай (за исключением Гонконга и Макао); Коморские Острова, Иран, Израиль, Японию, Кувейт, Лаос, Ливию, Мальдивы, Мавританию, Монголию, Марокко; Северную Корею, Оман, Пакистан, Катар, Республику Саха; Саудовскую Аравию, Сомали, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Турцию, Туркменистан, Объединённые Арабские Эмираты, Узбекистан, Вьетнам и Йемен. Рождественские торжества по всему миру могут разниться по форме, отражая различные культурные и национальные обычаи.

Среди стран с сильной христианской традицией были разработаны рождественские праздники, которые включают региональные и местные культуры. Для христиан участие в религиозной службе играет важную роль в признании сезона. Рождество, наряду с Пасхой, — это период самого высокого уровня посещения церкви за год. Опрос LifeWay Christian Resources, проведённый в 2010, показал, что 47% американских домашних хозяйств посещают церковные службы в это время. В Соединённом Королевстве Англиканская церковь сообщила о предполагаемой посещаемости рождественских служб в 2015 году 2,5 миллионами человек.

В католических странах практикуются крестные ходы или парады в дни, предшествующие Рождеству. Другие часто проводят светские мероприятия с участием Санта-Клауса и иных сезонных персонажей. Семейные встречи и обмен подарками – широко распространённая особенность этого периода. Такой обычай есть на Рождество в большинстве стран, хотя в некоторых подарки вручают в День святого Николая, а 6 января – Крещение.

Рождество в большинстве стран

Украшения

Типичный неаполитанский пресеп или сцена Рождества. Местные ясли славятся своими декорациями и символическими фигурками, часто отражающими повседневную жизнь.

Практика специальных украшений на Рождество имеет долгую историю. В XV столетии было записано, что в Лондоне для каждого дома и всех приходских церквей было обычаем «украсить холмом, плющом, бухтами, чтобы год стал зелёным». Говорят, что падуб используется как защита от язычников и ведьм, его терпкие и красные ягоды, знаменуют венок, который на Иисуса надели при распятии и кровь, которую он пролил, а сердцевидные листья плюща символизируют приход на землю Иисуса.

Clifton Mill в Клифтоне, штат Огайо, является участком с более чем 3,5 миллионами праздничных огней.

Рождественские сцены появились впервые в Риме X века. Они были популяризированы святым Франциском Ассизским с 1223 года, быстро распространяясь по всей Европе. Различные типы украшений, разработанные в христианском мире, зависящие от местных традиций и доступных ресурсов, могут варьироваться от простых представлений кроватки до более сложных наборов. Знаменитые традиции сцены яслей включают в Польше имитацию исторических зданий Кракова как настройки, сложные итальянские пресепи (неаполитанские, генуэзские и болонские) или провансальские ясли на юге Франции, использующие окрашенные вручную терракотовые статуэтки, называемые сантонами.

В некоторых частях мира, особенно Сицилии, живые рождественские сцены, следуя традиции святого Франциска, являются популярной альтернативой статическим яслям. Первые коммерческие украшения появились в Германии в 1860 годах, вдохновлённые бумажными цепочками, выполненными детьми. В странах, где представление изображения Рождества очень популярно, людям предлагается конкурировать и создавать самые оригинальные или реалистичные. В некоторых семьях атрибуты, используемые для представления, считаются ценной семейной реликвией.

Традиционные украшения обычно красные, зелёные и жёлтые. Золото – это первый цвет, связанный с Рождеством, как один из трёх даров волхвов, символизирующих королевскую власть. Зелёный символизирует вечную жизнь, и, в частности, хвойное дерево, которое не теряет своих листьев зимой. Красный же символизирует кровь Иисуса, которая была пролита при его распятии.

Ёлка рассматривается иногда как христианизация языческой традиции и ритуал, относящийся к зимнему солнцестоянию, который включал использование вечнозелёных сучьев, и адаптация древнего культа дерева. В соответствии с биографом восьмого века Æddi Stephanus, Saint Boniface (634–709) — миссионер Германии, указал на ёлку как на более подходящий объект поклонения, потому что она смотрит в небо и имеет характерную форму, которая, по его словам, была не чем иным, как символом Троицы. Современная традиция рождественской ёлки, как полагают, появилась в Германии XVIII века, хотя многие утверждают, что Мартин Лютер ввёл традицию ещё в 16-м.

Елка на Рождество

Из Германии обычай был введён в Великобританию, сначала через королеву Шарлотту, жену Джорджа III, а затем более успешно принцем Альбертом во время правления королевы Виктории. К 1841 году рождественская ёлка стала ещё более распространённой по всей Британии. К 1870-му люди в Соединённых Штатах также приняли этот обычай. Праздничные ёлки могут быть украшены огнями и игрушками.

На Рождество Христово свеча в центре венка Адвента традиционно зажигается на многих церковных службах.

С XVI века пуансеттия, цветок из Мексики, ассоциируется с Рождеством. Другие популярные праздничные растения включают падуб, омелу, красный амариллис и кактус. Ими, наряду с ёлкой, может быть украшен интерьер дома, а также гирляндами и вечнозелёными листьями. Двор обычно декорируют огнями, а иногда и освещёнными салазками, снеговиками и другими рождественскими фигурами.

Омела занимает видное место в европейских мифах и фольклоре (например, легенда о Бальдре). Это вечнозелёное паразитическое растение, которое растёт на деревьях, особенно яблоне и тополе, и становится золотым, когда высушивается. Обычно принято вешать веточку омелы в доме на Рождество, и любой, кто стоит под ней, может быть поцелован. Омела имеет липкие белые ягоды, одна из которых традиционно удаляется всякий раз, когда кто-то целовался под ней. Это, вероятно, ритуал плодородия. Сок омелы напоминает сперму.

Другие традиционные украшения включают колокола, свечи, конфеты, чулки и ангелов. Из листьев, как правило, вечнозелёных, составляют рождественские венки, предназначенные для подготовки к сезону Адвента. Свечи в каждом окне призваны продемонстрировать тот факт веры христиан, что Иисус Христос является высшим светом мира.

Рождественские огни и баннеры развешиваются вдоль улиц, а праздничные ёлки расположены в известных местах. Во многих уголках мира широко распространены городские ярмарки и потребительские торговые центры, для продажи украшений. Рулоны яркой бумаги со светскими или религиозными рождественскими мотивами изготавливаются с целью упаковки подарков. В некоторых странах украшения традиционно снимаются на Двенадцатую ночь вечером 5 января.

Музыка и колядки

Самые ранние сохранившиеся специально рождественские гимны появляются в Риме четвёртого века. Латинские, такие как «Венинский искупитель-гентиум», написанный Амвросием, архиепископом Миланским, были суровыми утверждениями богословской доктрины Воплощения в противовес арианству. «Священный Отец» («Отцовская любовь») испанского поэта Прудентиуса (д. 413) по-прежнему поётся в некоторых церквях сегодня. В IX и X веках рождественская «проза» была введена в североевропейских монастырях, развиваясь под Бернардом Клерво в последовательность рифмованных строф. В XII веке парижский монах Адам святого Виктора начал выводить музыку из популярных песен, представляя что-то ближе к традиционному рождественскому гимну.

К XIII столетию во Франции, Германии, и особенно Италии, под влиянием Франциска Ассизского, сложилась сильная традиция популярных праздничных песнопений на родном языке. Рождественские гимны на английском впервые появляются в 1426 году. Это работы Джона Альдэй, капеллана Шропшира, перечисляющего двадцать пять «кукол Кристемаса», идущих по домам.

Песни, которые мы знаем конкретно как колядки, были сперва общинными народными, исполняемыми во время празднований. Только позже в церкви начали петь гимны. Традиционно, колядки часто основывались на средневековых образцах аккордов, и именно это даёт им свой уникальный характерный музыкальный звук. Некоторые колядки, такие как Personent hodie и Good King Wenceslas можно проследить непосредственно до средневековья. Они относятся к числу самых старых музыкальных композиций, которые по-прежнему исполняются. Adeste Fideles появляется в его нынешнем виде в середине XVIII века, хотя слова, возможно, возникли ещё в XIII.

Кухня на рождество

После протестантских преобразований в Северной Европе пение колядок снизило популярность, хотя некоторые реформаторы, такие как Мартин Лютер, писали гимны и поощряли их использование в богослужении. Кэрол во многом сохранилась в сельских общинах до возрождения интереса к популярным песням в XIX веке. Английский реформатор Чарльз Уэсли понял важность музыки для поклонения. В дополнение к множеству псалмов к мелодиям, влиятельным в Великом Пробуждении в Соединённых Штатах, он написал тексты, по крайней мере, для трёх рождественских гимнов. Самый известный изначально был озаглавлен «Hark! How All Welkin Rings», позже переименованный в «The Herald Angels Sing».

Феликс Мендельсон написал мелодию, адаптированную под слова Уэсли. В Австрии в 1818 году Мор и нтиохи сделали важное дополнение к жанру, когда они сочинили «Тихую ночь» для церкви Св. Николая Оберндорфа. Рождественские гимны Уильяма Сэндиса «Древние и современные» (1833) содержали первое появление в печати многих классических английских колядок и способствовали восстановлению фестиваля в середине викторианской эпохи.

Полностью светские рождественские сезонные песни появились в конце XVIII века. Deck the Halls датируется 1784 годом, а американские Jingle Bells были защищены авторским правом в 1857-м. В XIX и XX веке афроамериканские песни о Рождестве, основанные на их духовных традициях, стали широко известными. Всё большее количество сезонных праздничных песен выпускалось в XX веке, включая вариации джаза и блюза. Кроме того, вернулся интерес к ранней музыке от групп, поющих народные песни, таких как The Revels. Джон Раттер сочинил большое количество колядок, включая «Все колокола в раю», «Ангелы», Candlelight Carol, Child Child и многие другие.

Традиционная кухня

Специальная рождественская семейная еда традиционно является важной частью празднования. Она сильно варьируется в разных странах. В некоторых регионах, таких как Сицилия, есть специальные блюда в канун Рождества, когда подаются 12 видов рыб. В Соединённом Королевстве и странах, под влиянием его традиций, стандартная рождественская еда включает в себя индейку, гуся или другую большую птицу, соус, картофель, овощи, иногда хлеб и сидр. И также готовят специальные десерты, например, рождественский пудинг, пироги, фруктовый торт.

В Польше и других частях Восточной Европы и Скандинавии для традиционного основного блюда часто используется рыба, но и более богатое мясо, такое как ягнёнок, подаётся все чаще. В Швеции это обычное явление со специальным разнообразием smörgåsbord, где важную роль играют ветчина, фрикадельки и сельдь. В Германии, Франции и Австрии предпочитают гуся и свинину. Говядина, ветчина и курица в разных рецептах популярны во всём мире.

На Мальте традиционно подают Imbuljuta ТАЛ-Qastan, шоколад и напиток из каштанов, после полночной мессы и в течение Рождественского сезона. Словаки готовят традиционную хлебную помиду, bûche de Noël во Франции, panettone в Италии, а также употребляются пироги и пирожные. Поедание сладостей и шоколада стало популярным во всём мире, а рождественские деликатесы включают в себя немецкие столлены, марципановый торт или конфеты и ямайский пирог с фруктами и ромом.

Апельсины давно связаны со специальными рождественскими продуктами, так как это один из немногих фруктов, доступных для северных стран зимой. Eggnog – это подслащённый напиток, традиционно приготовленный из молока, сливок, сахара и взбитых яиц (что придаёт ему пенистую текстуру). Часто добавляют спиртное, такое как коньяк, ром или бурбон. Готовая порция украшается с помощью дождевой корицы или мускатного ореха.

Украшения на Рождество

Открытки

Рождественские открытки иллюстрируют поздравления, которыми обмениваются друзья и члены семьи в течение недель, предшествующих празднику. Традиционное приветствие гласит: «Желаю вам счастливого Рождества и Нового года», как и первая коммерческая открытка, созданная сэром Генри Коулом в Лондоне в 1843-м. Обычай отправлять их стал популярным среди широкого круга людей с появлением современной тенденции к обмену электронными посланиями.

Рождественские открытки приобретаются в значительных количествах и изображают художественные произведения, коммерчески разработанные и имеющие отношение к сезону. Содержание проекта может напрямую касаться рождественского повествования, с изображением Иисуса или христианских символов, таких как Звезда Вифлеема или белого голубя, который может представлять как Святой Дух, так и Мир на Земле. Другие открытки более светские и могут изображать рождественские традиции, мифические фигуры, такие как Санта-Клаус, объекты, непосредственно связанные с праздником, такие как свечи, падубы и безделушки или различные изображения, приуроченные к сезону, такие как мероприятия на Рождество, снег и дикая природа северной зимы. Есть даже юмористические открытки, изображающие ностальгические сцены прошлого, такие как кринолинные покупатели на идеализированных улицах XIX века.

Некоторые предпочитают картинку со стихотворением, молитвой или библейской цитатой; в то время как другие дистанцируются от религии.

Памятные марки

Ряд стран выпустили памятные марки на Christmastide. Они используются почтовыми клиентами для рассылки рождественских открыток, и популярны у филателистов. Эти марки являются обычными почтовыми, в отличие от рождественских печатей, и действительны для отправлений круглый год. Они обычно поступают в продажу между октябрём и декабрём и печатаются в значительных количествах.

Подарочные наборы

Обмен подарками является ключевым аспектом рождественского праздника, что делает его одним из самых прибыльных времён года для розничных торговцев и предприятий во всем мире. На Рождество люди обмениваются подарками на основе христианской традиции, связанной со святым Николаем, и подношениями золота, ладана и мирры, которые были даны младенцу Иисусу волхвами. Практика вручения подарков в римском праздновании Сатурналии, возможно, повлияла на христианские обычаи. С другой стороны, «основная догма Воплощения», однако, твёрдо установила получение подарков в качестве структурного принципа этого повторяющегося, но уникального события, потому что это были «библейские волхвы, вместе со всеми своими собратьями, которые получили дар Бога через возобновлённое участие человека в божественной жизни».

Подарочные рисунки

Подарочные рисунки

Ряд фигур связано с Рождеством и сезонными подарками. Среди них — «Дед Мороз» также известный как Санта-Клаус, «Пёр-ноэль» и Вейнахцманн, святой Николай или Синтерклаас, Christkind, Крис Крингл, Джулупукки, Баббо Натале. Скандинавская тота (также называемая ниссе) иногда изображается как гном.

Сегодня самым известным из них является красно-одетый Санта-Клаус, разного происхождения. Это имя можно проследить до голландского Синтерклааса, что означает просто святой Николай. Николай был греческий епископ IV века из Миры, города в римской провинции в Ликии, руины которого находятся в 3 км от современного Демре на юго-западе Турции. Он был отмечен заботой о детях и щедростью. Его праздничный день, 6 декабря, отмечался во многих странах вручением подарков.

Святой Николай традиционно появлялся в одеянии епископа в сопровождении помощников, спрашивая о поведении детей в прошлом году, прежде чем решить, заслуживают ли они подарок или нет. К XIII веку святой Николай был хорошо известен в Нидерландах, и практика дарения от его имени распространилась на другие части центральной и южной Европы. Во время Реформации в XVI–XVII вв. многие протестанты заменили фигуру Николая на ребёнка Христа или Христакинда, изменённого в английском на Криса Крингла, и дата вручения подарков переместилась на Рождество.

Однако современный популярный образ Санта-Клауса создан в Соединённых Штатах, в Нью-Йорке. Трансформация была выполнена с помощью заметных участников, включая Вашингтона Ирвинга и карикатуриста Томаса Наста (1840–1902). После американской Войны за независимость некоторые жители Нью-Йорка искали символы неанглийского прошлого. Этот город первоначально основан как голландский колониальный Нью-Амстердам и традиция Синтерклааса была заново изобретена как святой Николай.

В 1809 году Нью-Йоркское историческое общество назвало Санкта-Клауса покровителем Нью-Амстердама. При первом американском появлении в 1810 Дед Мороз был нарисован в одеянии епископа. Однако, новые художники взяли верх, и у Санта-Клауса появилась более светская одежда. Наст рисовал другой его образ ежегодно начиная с 1863. К 1880-м фигура обрела современные черты, возможно, основанные на английском образце Деда Мороза. Изображение было стандартизировано рекламодателями в 1920 годах и остаётся таким до сегодняшнего дня.

Отец Рождество, весёлый, крепкий, бородатый человек, который олицетворял дух хорошего настроения на праздник, предшествует Деду Морозу. Он впервые описан в начале XVII века в Англии, но был связан с праздничным весельем и пьянством, а не с подарками. В викторианской Британии, его образ был переделан, чтобы соответствовать положению Санта. Французская Перь Ноэль эволюционировала по сходным линиям в конечном счёте приняв это изображение. В Италии Баббо Натал действует как Санта-Клаус, а Ла-Бефана — это фея, которая прибывает накануне Богоявления, Говорят, что Ла Бефана собиралась принести подношение младенцу Иисусу, но потерялась в пути. Теперь она приносит подарки всем детям. В некоторых культурах Санта-Клаус сопровождается Кнехтом Рупрехтом или Чёрным Питером. В других версиях эльфы создают игрушки. Его жену называют миссис Клаус.

Некоторое противодействие описанию американской эволюции современного Санты. Утверждается, что Общество святого Николая не было основано до 1835 года почти через полвека после окончания американской Войны за независимость. Более того, исследование «детских книг, периодических изданий и журналов» Нового Амстердама Чарльзом Джонсом не выявило ссылок на святого Николая или Синтерклааса. Однако не все учёные согласны с выводами Джонса, которые он повторил в 1978 году. Говард Г. Хагемэн из Новой Брансуикской духовной семинарии утверждает, что традиция празднования Синтерклааса в Нью-Йорке была жива и пришла из раннего поселения Гудзонской долины.

Современная традиция в нескольких странах Латинской Америки, например, Венесуэла и Колумбия, утверждает, что Санта производит игрушки и отдаёт младенцу Иисусу, который фактически доставляет их детям. Это послужило примирением между традиционными религиозными убеждениями и иконографией Санта-Клауса, импортированного из Соединённых Штатов.

В Тироле (Италия), Австрии, Чехии, Южной Германии, Венгрии, Лихтенштейне, Словакии и Швейцарии, Christkind (Ježíšek или Ježiško) приносит подарки. Греческие дети получают их от святого Василия перед Новым годом. Германский Св. Николай не идентичен с Вейнахцманном, который является немецкой версией Деда Мороза. Св. Николаус одет в епископское платье и все ещё приносит небольшие подарки (обычно конфеты, орехи и фрукты) 6 декабря и сопровождается Кнехтом Рупрехтом, Хотя многие родители по всему миру регулярно рассказывают своим детям о Санта-Клаусе, некоторые из них решили отвергнуть эту практику, считая её обманом.

В Польше существует множество дарителей, которые варьируются между регионами и отдельными семьями. Святой Николай (Święty Mikołaj) доминирует в Центральном и Северо-Восточном районах, Starman (Gwiazdor) является наиболее распространённым в Великой Польше, младенец Иисус (Dzieciątko) характерен для Верхней Силезии, с Маленькой звездой (Гвядка) и Ангелом (Aniołek), распространёнными на Юге. Дед Мороз (Dziadek Mróz) менее известен в некоторых районах Восточной Польши. Стоит отметить, что святой Николай приносит подарки в свой день 6 декабря по всей Польше.

Дата Рождества по юлианскому календарю

Дата по юлианскому календарю

Некоторые юрисдикции Восточной Православной Церкви, в том числе России, Грузии, Украины, Македонии, Черногории, Сербии и Иерусалима, отмечают праздники, используя старый юлианский календарь. По состоянию на 2018 год существует разница в 13 дней между ним и современным григорианским, который используется на международном уровне для большинства светских целей. В результате 25 декабря по юлианскому стилю в настоящее время соответствует 7 января в календаре, используемом большинством людей в повседневной жизни. Таким образом, вышеупомянутые православные христиане отмечают 25 декабря (и, следовательно, Рождество) в день, который считается на международном уровне 7 января.

Однако другие христиане, такие как принадлежащие к юрисдикции Болгарии, Греции, Румынии, Константинополя, Антиохии, Александрии, Албании, Кипра, Финляндии и Православной Церкви в Америке, среди прочих, стали использовать пересмотренный юлианский календарь в начале XX века. Он в настоящее время точно соответствует григорианскому. Поэтому эти православные христиане отмечают Рождество 25 декабря в тот же день, что и на Западе.

Ещё одно осложнение связано с тем, что Армянская апостольская церковь продолжает оригинальную древнюю восточнохристианскую практику празднования рождения Христа не как отдельное торжество, а в день его крещения (Богоявления), которое приходится на 6 января. Это общественный праздник в Армении, и он проводится в тот же день, который считается международным, 6 января, потому что церковь в Армении использует григорианский календарь.

Тем не менее есть также небольшая Армянская патриархия Иерусалима, которая поддерживает традиционный обычай праздновать рождение Христа в тот же день, что и Богоявление (6 января), но использует юлианский календарь для определения даты. В результате эта церковь празднует «Рождество» (более правильно называемое Богоявление) в день, который считается 19 января по григорианскому календарю.

Таким образом, существует четыре разных даты, используемых различными христианскими группами, чтобы отметить появление Христа, приведённое в таблице ниже.

Список

Церковь или секция Дата Календарь Грегорианская дата Заметка
Армянская патриархия Иерусалима 6 января Юлийский календарь 19 января Переписка между Джулианом 6 января и Григорианским 19 января продолжается до 2100 года; в следующем столетии разница будет еще на один день.
Армянская Апостольская Церковь, Армянская Католическая Церковь 6 января Григорианский календарь 6 января
Юрисдикции Восточной Православной Церкви, в том числе Болгарии, Греции, Румынии, Константинополя, Антиохии,Александрии, Албании, Кипра и Православной Церкви в Америке 25 декабря Пересмотренный юлианский календарь 25 декабря Пересмотренное использование юлианского календаря началось в начале 20 века
Другие восточные православные: Россия, Грузия,Украина, Македония , Беларусь, Молдова, Черногория, Сербия и Иерусалим .

Кроме того, некоторые византийские обряды католиков.

25 декабря Юлийский календарь 7 января Переписка между Джулианом 25 декабря и Григорианским 7 января следующего года проводится до 2100 года; с 2101 до 2199 разница будет на один день больше.
Коптская православная церковь Александрии Koiak 29 (соответствует Джулиану 25 или 26 декабря) Коптский календарь 7 или 8 января Поскольку високосный день коптского календаря вставлен в то, что рассматривает юлианский календарь в сентябре, следующий Койак 29 падает на один день позже обычного в юлианском и григорианском календарях
Эфиопская православная церковь Техахедо Тахсас 29 или 28 (соответствует Джулиану 25 декабря) Эфиопский календарь 7 января После эфиопского введения високосного дня в день, когда для юлианского календаря в сентябре, Рождество празднуется на Tahsas 28, чтобы поддерживать точный интервал в 9 30-дневных месяцев и 5 дней беременности ребенка.  Эритрейская православная церковь использует тот же календарь , но, как и коптская церковь, не делает эту настройку.
Западные христианские церкви, Финская православная церковь, светский мир 25 декабря Григорианский календарь 25 декабря

Экономика

Рождество — это типичный сезон продаж для розничной торговли во многих странах мира. Они резко возрастают, поскольку люди приобретают подарки, украшения и атрибуты для празднования. В США сезон рождественских покупок открывается уже в октябре. В Канаде торговцы начинают рекламные кампании непосредственно перед Хэллоуином и активизируют свой маркетинг после Дня поминовения. В Великобритании и Ирландии сезон рождественских покупок начинается с середины ноября, это время, когда зажигаются праздничные огни на главной улице.

Рождество в Соединённых Штатах

В Соединённых Штатах было подсчитано, что четверть всех личных расходов требуется на рождественский сезон покупок. Цифры Бюро переписи населения США показывают, что траты в универмагах по всей стране выросли с 20,8 млрд долларов в ноябре 2004 года до 31,9 млрд в декабре 2004, увеличившись на 54 процента. В других секторах до рождественский рост расходов был ещё больше, и в кое-где увеличился на 100%, а в ювелирных отделах — на 170 процентов.

В том же году занятость в американских розничных магазинах выросла с 1,6 до 1,8 миллиона в течение двух месяцев, предшествующих торжеству. Области, полностью зависящие от Рождества, включают праздничные открытки — 1,9 миллиарда их отправляются в Соединённых Штатах каждый год — и живые ёлки, 20,8 миллиона которых были сокращены в США в 2002-м. В Великобритании в 2010-м ожидается, что до 8 миллиардов фунтов стерлингов будет потрачено онлайн на праздник примерно четверть всех розничных продаж.

В большинстве западных стран Рождество — это наименее активный день для бизнеса и торговли; почти все розничные, коммерческие и институциональные предприятия закрыты, а отрасли прекращают свою деятельность (больше, чем в любой другой день). В Англии и Уэльсе Закон о Рождестве 2004 года запрещает всем крупным магазинам торговать на праздник. В настоящее время Шотландия планирует аналогичное законодательство. Киностудии выпускают много высокобюджетных фильмов в период курортного сезона, в том числе рождественской тематики, фэнтези или драмы с высокими производственными ценностями, чтобы максимизировать шансы в номинации на премию Академии.

Анализ одного экономиста подсчитывает, что, несмотря на увеличение общих расходов, Рождество является потерей веса в соответствии с ортодоксальной микроэкономической теорией из-за эффекта дарения. Она рассчитывается как разница между тем, что дал даритель, и тем, что заплатил получатель. Согласно оценкам, в 2001 году в Рождество потеря веса составила 4 млрд долларов только в США. Из-за усложняющих факторов этот анализ иногда используется для обсуждения возможных недостатков в текущей микроэкономической теории. Другие потери дедвейта включают эффекты Рождества на окружающую среду и тот факт, что материальные дары часто воспринимаются как белые слоны, налагая затраты на содержание и хранение, и способствуя беспорядку.

Споры

Время от времени Рождество было предметом споров и нападений из разных источников. Исторически сложилось так, что оно запрещалось пуританами, когда они держали власть в Англии (1649–1660), и в колониальной Америке, где запретили празднование Рождества в 1659 году. В парламенте Шотландии, где преобладали пресвитерианцы, приняли ряд актов, запрещающих соблюдение Рождества между 1637 и 1690 годами. Праздник перестал быть государственным в Шотландии до 1958. Запрет на торжество был наложен атеистическими государствами, например, Советским Союзом, а в последнее время большинством мусульманских стран — Сомали, Таджикистан и Бруней.

Учёные, такие как Е. П. Сандерс, Геза Вермес и Маркус Борг, считают повествования Евангелия о рождении Иисуса не историческими, утверждая, что между ними существуют противоречия. Многие библейские учёные рассматривают обсуждение историчности как второстепенное, учитывая, что евангелия в основном были написаны как богословские документы, а не исторические.

Споры о секуляризации

Некоторые христиане и организации, такие как Пэт Робертсон из «Американского центра закона и правосудия» утверждают, что любое конкретное упоминание термина «Рождество» или его религиозных аспектов подвергается все более цензуре, избеганию или обескураживанию рядом рекламодателей, розничных торговцев, государственных учреждений (в основном школ) и другими организациями. Одним из разногласий стало появление рождественских ёлок, которые были переименованы в деревья для отдыха. В США наблюдается тенденция заменить приветствие «С Рождеством!» на Happy Holidays, которое считается инклюзивным во время еврейского празднования Хануки.

В США и Канаде, где использование термина «Праздники» наиболее распространено, избегают употреблять слово «Рождество» как не политкорректное. Группы, такие как Американский союз гражданских свобод, инициировали судебные дела, запрещающие показ изображений и других материалов, относящихся к этому празднику, в государственных организациях, включая школы. Такие группы утверждают, что финансируемые властями проявления рождественских образов и традиций нарушают Первую поправку к Конституции Соединённых Штатов, которая запрещает создание Конгрессом национальной религии.

В 1984 году Верховный суд США постановил в Линч против Доннелли, что показ, который включал сцену Рождества, представленный городом Пауткет, Род-Айленд, не нарушил Первую поправку. В ноябре 2009 года федеральный апелляционный суд в Филадельфии оставил в силе запрет школьного округа на пение рождественских колядок. Верховный суд Соединённых Штатов отказался рассматривать апелляцию.

Американский учёный Абдул Малик Муджахид сказал, что мусульмане должны относиться к Рождеству с уважением, даже если они несогласны с ним.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *