Святая суббота (лат. Sabbatum Sanctum) — суббота Страстной недели также известная как Великая, Чёрная, Радостная. Отмечается на следующий день после Тёмной пятницы.

Конец Страстной недели, и христиане готовятся к Пасхе.

Терминология

Восточные традиции

В Восточном Православии в это время Христос находился в гробнице. Но также полагают, что именно в этот период он спустился в ад и поднял в рай тех, кто был там в плену. В Коптской, Эфиопской и Эритрейской православных церквях праздник известен как Радостная суббота или ночь света и ликованья.

 Западные традиции

В западной традиции, как правило, последний день Страстной недели именуется Святой субботой, хотя в Англиканской церкви ещё иногда её называют Пасхальной и это закреплено в том числе и в законодательстве австралийских штатов Новый Южный Уэльс и Квинсленд и правительственными учреждениями. В католической традиции, Пресвятая Дева Мария получает титул Богоматери Одиночества как утешение в горе после смерти сына Иисуса. Однако нигде в литургических документах этот день не упоминается как праздник Богоматери Одиночества.

 Религиозные и культурные практики

Восточные традиции 

Восточные традицииПолунощница Святой и Великой субботы обычно проходит в пятницу вечером и принимает форму похоронного служения Христу. Вся литургия совершается вокруг Эпитафия, иконы в виде ткани с вышитым изображением Иисуса, приготовленного для погребения. Первая часть всенощной состоит в том, чтобы воспевать Псалом 118, как обычно, на утренних молебнах или похоронах, но он перемешивается с гимнами (энкомия или плач). Преобладающая тема литургии — не столько траур, сколько настороженное ожидание:
Сегодня Ты будешь святым в седьмой день,
Который благословил старое, покорившись делам твоим.

И воплощаешь все в жизнь, и новое даёшь, Наблюдая за субботним покоем Спасителя, и восстанавливаешь силу.

В конце Великого славословия, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Плащаница обносится вокруг храма. В субботу проводится веперальная Божественная литургия Василия Великого, называемая Службой Первого Воскресения (греч. Ἡ Πρώτη Ἀνάστασις), названная так потому, что в хронологическом порядке она была составлена ​​раньше, чем Паскаль Канон Св. Иоанна Дамаскина, а не потому, что это происходит ранее литургически. Это самая длинная Божественная литургия всего года и последняя. После маленького входа есть 15 Ветхозаветных чтений, которые напоминают историю спасения. В русских храмах, непосредственно перед декламацией евангелия, облачения меняются от тёмных к светлым.

В греческой традиции священнослужители размещали лавровые листья и лепестки цветов по всей церкви, чтобы символизировать разрушенные ворота и сломанные цепи ада и победу Иисуса над смертью. В то время как литургическая атмосфера меняется от печали до радости на этом служении, верующие продолжают поститься и приветствием «Христос воскрес!», не обмениваются до полуночи, времени Пасхального бдения, поскольку эта служба представляет провозглашение победы Иисуса над смертью в Аиде, но Воскресение ещё не объявлено тем, кто на земле. Это происходит во время Пасхального бдения.

Великий постВеликий пост первоначально был периодом катехизации для только что пришедших к вере, чтобы подготовить их к крещению и молитве, а также когда есть новообращённые, которые происходят при чтении Ветхого Завета во время Божественной литургии весны. До полуночного служения верующие собираются в церкви для чтения Деяний Апостолов в полном объёме. В преддверии полночи начинается Пасхальное бдение, где повторяется Канон Святой субботы, к концу которого эпитафий удаляется из центра церкви и перемещается на алтарный стол. Там он остаётся до Вознесения. Затем свечи и огни в церкви гаснут, и все ждут в темноте и тишине провозглашения Воскресения Христова.

 Западные традиции

В Римско-католической церкви, алтари остаются ничем не покрытыми (после службы на Чистый четверг). Месса устраивается только в очень тяжёлой или торжественной ситуации. Празднование Таинств чрезвычайно ограничено: Святое Причастие даётся только как Витим для умирающих; а покаяние и помазание больного могут быть введены, потому что они, подобно Viaticum, полезны для спасения отходящих в мир иной. Святая суббота является вторым днём ​​Пасхала, как указано в Sacrosanctum Concilium, статья 110, хотя пост может быть не таким строгим, как в Страстную пятницу.

Многие Англиканские церквиМногие Англиканские церкви, а также лютеранские, методистские и некоторые другие соблюдают те же самые обычаи; однако, их алтари могут быть покрыты чёрным. В некоторых англиканских храмах, в том числе в Епископальной церкви в Соединённых Штатах, предусматривается простая литургия Слова в этот день с чтениями, посвящёнными похоронам Христа. В моравских церквях Северной Америки праздник известен как Великая суббота.

Англиканская книга общей молитвы использует для обозначения термин «Пасхальный канун».

В католических и некоторых англиканских и лютеранских традициях святая суббота длится до наступления темноты, после чего отмечается пасхальное бдение, ознаменовавшее официальное начало Пасхи. Всенощное пение происходит ночью; оно начинается после наступления темноты и заканчивается с рассветом. На службе зажигают новую праздничную свечу. В римско-католической и некоторых англиканских обрядах месса является первой, начиная со Святого четверга, и во время неё используется «Глория», которая отсутствовала в период Великого поста. Некоторые англиканские церкви предпочитают праздновать Воскресение Христово и зажжение новой свечи на рассвете в День Пасхи. При богослужении может проходить Крещение и его клятвы часто обновляются.

В преимущественно римско-католических ФилиппинахВ преимущественно римско-католических Филиппинах называют этот период Чёрной субботой, учитывая роль цвета в трауре. Традиционные табу с предыдущего дня переносятся, но иногда нарушаются. Большинство коммерческих предприятий возобновляют работу, а маленькие фирмы остаются закрытыми до Пасхи. Телевизионные и радиостанции транслируют передачи при помощи специального программирования или в прямом эфире. После литургических изменений Второго Ватиканского собора, термин Сабадо де Глория (Святая суббота) стал широко использоваться, ссылаясь на возвращение гимна Excelsis Deo во время праздничного бдения. В преобладающей римско-католической Польше проводится Święconka (польское произношение: [ɕvʲɛntsɔnka]), что означает «благословение пасхальных корзин» в Святую субботу. Это является одной из самых прочных и любимых традиций.

Святая суббота (лат. Sabbatum Sanctum) — суббота Страстной недели также известная как Великая, Чёрная, Радостная. Отмечается на следующий день после Тёмной пятницы. Конец Страстной недели, и христиане готовятся к Пасхе.

Терминология

Восточные традиции

В Восточном ПравославииВ Восточном Православии в это время Христос находился в гробнице. Но также полагают, что именно в этот период он спустился в ад и поднял в рай тех, кто был там в плену. В Коптской, Эфиопской и Эритрейской православных церквях праздник известен как Радостная суббота или ночь света и ликованья.

Западные традиции 

В западной традиции, как правило, последний день Страстной недели именуется Святой субботой, хотя в Англиканской церкви ещё иногда её называют Пасхальной и это закреплено в том числе и в законодательстве австралийских штатов Новый Южный Уэльс и Квинсленд и правительственными учреждениями. В католической традиции, Пресвятая Дева Мария получает титул Богоматери Одиночества как утешение в горе после смерти сына Иисуса. Однако нигде в литургических документах этот день не упоминается как праздник Богоматери Одиночества.

Религиозные и культурные практики 

Восточные традиции 

Полунощница Святой и Великой субботыПолунощница Святой и Великой субботы обычно проходит в пятницу вечером и принимает форму похоронного служения Христу. Вся литургия совершается вокруг Эпитафия, иконы в виде ткани с вышитым изображением Иисуса, приготовленного для погребения. Первая часть всенощной состоит в том, чтобы воспевать Псалом 118, как обычно, на утренних молебнах или похоронах, но он перемешивается с гимнами (энкомия или плач). Преобладающая тема литургии — не столько траур, сколько настороженное ожидание:
Сегодня Ты будешь святым в седьмой день,
Который благословил старое, покорившись делам твоим.
И воплощаешь все в жизнь, и новое даёшь,
Наблюдая за субботним покоем Спасителя, и восстанавливаешь силу.

В конце Великого славословия, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Плащаница обносится вокруг храма.

В субботу проводится веперальная Божественная литургия Василия Великого, называемая Службой Первого Воскресения (греч. Ἡ Πρώτη Ἀνάστασις), названная так потому, что в хронологическом порядке она была составлена раньше, чем Паскаль Канон Св. Иоанна Дамаскина, а не потому, что это происходит ранее литургически. Это самая длинная Божественная литургия всего года и последняя. После маленького входа есть 15 Ветхозаветных чтений, которые напоминают историю спасения. В русских храмах, непосредственно перед декламацией евангелия, облачения меняются от тёмных к светлым.

В греческой традиции священнослужителиВ греческой традиции священнослужители размещали лавровые листья и лепестки цветов по всей церкви, чтобы символизировать разрушенные ворота и сломанные цепи ада и победу Иисуса над смертью. В то время как литургическая атмосфера меняется от печали до радости на этом служении, верующие продолжают поститься и приветствием «Христос воскрес!», не обмениваются до полуночи, времени Пасхального бдения, поскольку эта служба представляет провозглашение победы Иисуса над смертью в Аиде, но Воскресение ещё не объявлено тем, кто на земле. Это происходит во время Пасхального бдения.

Великий пост первоначально был периодом катехизации для только что пришедших к вере, чтобы подготовить их к крещению и молитве, а также когда есть новообращённые, которые происходят при чтении Ветхого Завета во время Божественной литургии весны. До полуночного служения верующие собираются в церкви для чтения Деяний Апостолов в полном объёме. В преддверии полночи начинается Пасхальное бдение, где повторяется Канон Святой субботы, к концу которого эпитафий удаляется из центра церкви и перемещается на алтарный стол. Там он остаётся до Вознесения.

Затем свечи и огни в церкви гаснут, и все ждут в темноте и тишине провозглашения Воскресения Христова.

Западные традиции 

В Римско-католической церквиВ Римско-католической церкви, алтари остаются ничем не покрытыми (после службы на Чистый четверг). Месса устраивается только в очень тяжёлой или торжественной ситуации. Празднование Таинств чрезвычайно ограничено: Святое Причастие даётся только как Витим для умирающих; а покаяние и помазание больного могут быть введены, потому что они, подобно Viaticum, полезны для спасения отходящих в мир иной. Святая суббота является вторым днём ​​Пасхала, как указано в Sacrosanctum Concilium, статья 110, хотя пост может быть не таким строгим, как в Страстную пятницу.

Многие Англиканские церкви, а также лютеранские, методистские и некоторые другие соблюдают те же самые обычаи; однако, их алтари могут быть покрыты чёрным. В некоторых англиканских храмах, в том числе в Епископальной церкви в Соединённых Штатах, предусматривается простая литургия Слова в этот день с чтениями, посвящёнными похоронам Христа. В моравских церквях Северной Америки праздник известен как Великая суббота.

Англиканская книга общей молитвы использует для обозначения термин «Пасхальный канун».

В католических и некоторых англиканскихВ католических и некоторых англиканских и лютеранских традициях святая суббота длится до наступления темноты, после чего отмечается пасхальное бдение, ознаменовавшее официальное начало Пасхи. Всенощное пение происходит ночью; оно начинается после наступления темноты и заканчивается с рассветом. На службе зажигают новую праздничную свечу. В римско-католической и некоторых англиканских обрядах месса является первой, начиная со Святого четверга, и во время неё используется «Глория», которая отсутствовала в период Великого поста. Некоторые англиканские церкви предпочитают праздновать Воскресение Христово и зажжение новой свечи на рассвете в День Пасхи. При богослужении может проходить Крещение и его клятвы часто обновляются.

В преимущественно римско-католических Филиппинах называют этот период Чёрной субботой, учитывая роль цвета в трауре. Традиционные табу с предыдущего дня переносятся, но иногда нарушаются. Большинство коммерческих предприятий возобновляют работу, а маленькие фирмы остаются закрытыми до Пасхи. Телевизионные и радиостанции транслируют передачи при помощи специального программирования или в прямом эфире. После литургических изменений Второго Ватиканского собора, термин Сабадо де Глория (Святая суббота) стал широко использоваться, ссылаясь на возвращение гимна Excelsis Deo во время праздничного бдения. В преобладающей римско-католической Польше проводится Święconka (польское произношение: [ɕvʲɛntsɔnka]), что означает «благословение пасхальных корзин» в Святую субботу. Это является одной из самых прочных и любимых традиций.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *