Пасхальный кролик (или заяц) является фольклорной фигурой и символом Пасхи. Он изображается как длинноухий зверёк, приносящий разноцветные яйца. Возникнув среди немецких лютеран, этот персонаж первоначально играл роль судьи, оценивая, были ли дети хорошими или непослушными. Его иногда изображают в одежде. В легенде это существо несёт в своей корзине крашеные яйца, конфеты, а иногда и игрушки в дома детей и имеет в некотором роде сходство с Санта-Клаусом или Christkind, поскольку они оба приносят подарки детям в ночь перед праздником. Обычай впервые упоминается Георгом Франком Фон Франккено в трактате De ovis paschlius в 1682 году, ссылаясь на немецкую традицию пасхального кролика, который приносит на праздник яйца для детей.

Символы

Кролики и зайцы

Кролики и зайцыЗаяц был популярным мотивом в средневековом церковном искусстве. В древние времена было широко распространено мнение (Плини, Плутарх, Филострат и Аэлян), что этот персонаж был гермафродитом. Идея о том, что он может воспроизводить потомство без потери девственности, привела к ассоциации с Марией, матерью Христа. Кролик, иногда встречается в священных манускриптах и на североевропейских картинах вместе с изображением Богородицы и Иисуса. Он также может быть связан со Святой Троицей. Яйцо, как и зайцы, являются одним из символов жизни древности. Поскольку птицы откладывают яйца, а кролики рожают крупные пометы ранней весной, это стало символом растущего плодородия земли при весеннем равноденствии.
Эти животные производят на свет многочисленное потомство. Самки могут забеременеть вторым помётом, не родив первых детёнышей. Это явление известно как сверхприбыль. Половое созревание лагоморфов наступает очень рано и они могут давать несколько помётов в год (отсюда и высказывание «размножаться как кролики»).

Поэтому неудивительно, что именно зайцы стали символами рождаемости и их весенние спаривания вошли в пасхальный фольклор.

 Яйца

Яйца и кроликКроме того, православные церкви имеют обычай воздерживаться от употребления яиц во время Великого поста. Как специальное блюдо, они, вероятно, украшались в рамках празднования. Позже немецкие протестанты сохранили обычай есть разноцветные яйца на Пасху, хотя это уже не связано традицией воздержания. Их кипятят с красителями для изменения цвета. Считается, что этот праздничный атрибут приносит весну в дома. Многие христиане в Восточном Православии по сей день типично окрашивают свои пасхальные яйца в красный цвет, в знак признания крови жертвоприношения Христа (и возобновления жизни весной). Некоторые также используют зелёный цвет в честь новой листвы, появившейся после долгого времени зимы. Украинское искусство украшения яиц на Пасху, известное как писанки, восходит к древним, дохристианским временам. Аналогичные варианты этой формы искусства видны среди других культур Восточной и Центральной Европы.
Идея яйцеводного зайца появилась в США к XVIII веку. Протестантские иммигранты из Германии в голландском районе штата Пенсильвания рассказали своим детям о «Остерхазе» (иногда пишется «Осхтер Хоуз»). Hase означает «заяц», а не кролик и в северо-западном европейском фольклоре именно он действительно является символом праздника.

Согласно легенде, только хорошие дети получали дары в виде цветных яиц в гнёздах, сделанных из шапок и шляпок перед Пасхой.

Ассоциация с Ēostre

Ассоциация с ĒostreВ своей «Дойче-мифологии» 1835 года Джейкоб Гримм заявляет: «Этот персонаж непонятен мне, но, вероятно, заяц являлся священным животным Остары». Такая предлагаемая ассоциация повторялась другими авторами, в том числе Исааком Элтоном и Чарльзом Дж. Биллсоном. В 1961 году Кристина Хоул писала: «Заяц был святым зверем Истре (или Эостре), саксонской богини весны и рассвета». Вера в то, что Ēostre имела подобного спутника, который стал Пасхальным Банни, популяризировалась, когда история была представлена как факт в документальном фильме BBC «Тень Зайца» (1993).
Однако в Оксфордском словаре английского фольклора говорится: «… нет никаких доказательств, что кролики были священными для Эостры и история не связывает её с каким-либо животным».

Трансформированная птица

Сара Бен Брешнах в «Традициях миссис Шарп» (1990) рассказывает историю о Пасхальном кролике: «Согласно легенде, любимым животным Эостры была большая красивая птица, которую она в гневе превратила в зайца». Ещё одна версия этой истории была написана Жаном-Андреем Дикманном и появилась в журнале Cricket. Оба автора представляют свои соответствующие истории превращения, как если бы они являлись легендой, хотя ни одна из предыдущих версий не была засвидетельствована.

Поэтому неудивительно, что именно зайцы стали символами рождаемости и их весенние спаривания вошли в пасхальный фольклор.

Видео

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *