Святой Николай (греч. Ἅγιος Νικόλαος, Hágios Nikólaos, латынь: Sanctus Nicolaus, 15 марта 270–6 декабря 343 года) также называемый Николаос из Мира или Николая Бари, был епископом Майры в Малой Азии (современный Демре, Турция). Это исторический христианский святой.
Из-за многих необычных вещей, приписываемых его заступничеству также известен как Николай Чудотворец (Νικόλαος ὁ Θαυματουργός, Nikólaos ho Thaumaturgós). Sanctus Nicolaus — покровитель моряков, торговцев, лучников, раскаявшихся воров, детей, пивоваров, ломбардов и студентов в разных городах и странах Европы. Его репутация развивалась среди верующих, как это было характерно для ранних христианских святых.
Исторический святой Николай родился в Патара, Ликия в Малой Азии (ныне Турция). В юности он совершил паломничество в Египет и Палестину. Вскоре после возвращения стал епископом Майры и позже попал в тюрьму во время преследования Диоклетиана. Освободившись после присоединения Константина, Николай присутствовал на Никейском соборе. Согласно западной христианской традиции, итальянские купцы забрали его тело в Италию в 1087 году.
Жизнь
Содержание
Николас родился в Малой Азии — Анатолия в современной Турции — Римской империи, в греческой семье. Это случилось в третьем веке в городе Средиземного моря Патаре. Он жил в Мире Ликии (часть сегодняшнего Демре), в то время, когда регион был греческим в своём наследии, а культура, мировоззрение и политика подчинялись римской епархии Азии.
В 325 году он был одним из многих епископов, чтобы ответить на просьбу Константина и появиться на Первом совете Никеи; 151-й участник отмечен как «Николас из Мира Ликии». Там, Николай выступил как защитник православия и один из епископов, подписавших Никейский Символ веры. Традиция гласит, что он разозлился на еретика Ария во время Совета и ударил того в лицо.
Демре
Сегодняшний Демре в Турции построен недалеко от руин древнего города Майры и привлекает многих русских туристов, так как Николай Чудотворец — очень почитаем в православии. В настоящее время ведётся восстановление оригинальной церкви Sanctus Nicolaus, а в 2007 году Министерство культуры и туризма разрешило Божественную литургию на этом участке и внесло в проект 40 000 турецких лир.
Торжественная бронзовая статуя святого, выполненная Григорием Потоцким, была подарена правительством России в 2000 году и её установили на площади напротив средневековой церкви Святого Николая. В 2005-м мэр Süleyman Topçu заменил скульптуру на пластиковую фигуру Санта-Клауса, потому что он хотел, чтобы изображение было более узнаваемым для иностранных гостей. Протесты российского правительства против этого принесли успех, и бронзовую статую возвратили (хотя и без её первоначального высокого постамента) ближе к углу церкви.
Реликвии
После битвы при Манзикерте в 1071 году Византийская империя временно потеряла контроль над большей частью Малой Азии. Майра, популярное место паломничества Николаевской гробницы, была захвачена турками. Христиане беспокоились о том, что из-за многочисленных войн и нападений в регионе доступ к могиле может стать затруднительным. Как для религиозных, так и коммерческих преимуществ крупного места паломничества, итальянские города Венеция и Бари стремились получить реликвии Николая. Воспользовавшись путаницей, весной 1087 года матросы из Бари в Апулии захватили часть останков святого, находившиеся в погребальной церкви в Майре и забрали с собой домой, куда прибыли 9 мая 1087 года.
Существует множество точек зрения на эту историю. Одни уверены, что те, кто берёт реликвии, характеризуются как воры или пираты. Другие говорят, что это был ответ на видение, святителя Николая, где тот сам и приказал, чтобы его реликвии были перемещены для сохранения их от надвигающегося мусульманского завоевания.
Матросы взяли всего лишь половину скелета Николая, оставив мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого Крестового похода и привезены в Венецию, где на Лидо построена церковь святого Николая, покровителя моряков. Эта история подтверждена в двух научных исследованиях реликвий в Бари и Венеции, которые показали, что фрагменты в этих двух городах принадлежат к одному и тому же скелету. Многие церкви в Европе, России и США утверждают, что обладают небольшими реликвиями, такими как зуб или палец.
Говорят, что в Мире мощи святителя Николая каждый год источали прозрачную жидкость, которая пахнет розовой водой, называемую манной (или миррой). Люди верят, что она обладает чудесными свойствами. После того как реликвии были привезены в Бари, они продолжали это делать, к радости новых владельцев. Бутылки мирры из его мощей расходились по миру на протяжении веков и все ещё могут быть получены из его церкви в Бари. Даже сейчас из могилы святителя Николая каждый год 6 декабря вытаскивается колба манны и может быть куплена в ближайшем магазине. Жидкость постепенно просачивается из гробницы, но неясно, возникает ли она из тела внутри её или из самого мрамора; поскольку город Бари является гаванью, а захоронение находится ниже уровня моря, было предложено несколько естественных объяснений для манной жидкости, в том числе передача воды капиллярным действием.
В 1993 году могила была обнаружена на небольшом турецком острове Джемиле, к востоку от Родоса. Она, по мнению историков, является изначальной гробницей святого Николая. 28 декабря 2009 года турецкое правительство объявило, что оно будет формально запрашивать возвращение скелетных останков Николая в Турцию у итальянского правительства. Турецкие власти утверждают, что сам святитель хотел быть похороненным в своём епископском городе и его останки были незаконно удалены с его родины.
В ирландской традиции говорится, что мощи святого Николая были украдены у Майры местными нормандскими крестоносцами-рыцарями в XII веке и похоронены около Томастауна, округ Килкенни, где каменная плита отмечает участок, который, как считается, является его могилой. Эта точка зрения нешироко распространена за пределами местных традиций.
После переговоров между Папой Фрэнсисом и Русским патриархом Кириллом в мае 2017 года часть мощей святого Николая из Бари передали на время Москве. Реликвия была выставлена для поклонения в храме Христа Спасителя и в середине июня отправилась в Санкт-Петербург, прежде чем вернуться в Бари. Более миллиона человек выстроились в Москве, чтобы на мгновение увидеть позолоченный ковчег, содержащий одно из рёбер святого.
В 2017 году Би-би-си сообщила, что фрагмент кости таза был подвергнут радиоуглеродному анализу в Оксфордском университете. Он хранится во владении священника из Иллинойса и исходит из церкви во Франции. Результаты показывают, что кость «датируется временем святого Николая» и не является средневековой подделкой.
Чудеса и другие истории
О Николасе рассказывают многочисленные истории, некоторые чудесные.
Он был единственным сыном богатых христианских родителей по имени Эпифаний (Ἐπιφάνιος, Epiphánios) и Йоханна (Ἰωάννα, Iōanna), по некоторым данным, и Феофан (Θεοφάνης, Феофанес) и Нонна (νννα, Nónna), согласно другим.
Он был очень религиозным с раннего возраста, и, по легенде, строго соблюдал канонические посты среды и пятницы. Его богатые родители умерли от эпидемии, и мальчика воспитывал дядя, настоятель близлежащего монастыря. Николай принял постриг, а позже был назначен пресвитером (священником).
В 305 году н. э. несколько монахов из Анатолии в Малой Азии пришли на Святую Землю в Бейт-Джалу, Иудею, и основали небольшой монастырь с церковью, названной в честь Великого Мученика Георгия. Это случилось до того, как монастырь Св. Саввы был основан в пустыне к востоку от Вифлеема в ущелье Кидрон у Мёртвого моря. Эти монахи жили на горе с видом на Вифлеем в нескольких пещерах.
В 312–315 году там жил святой Николай, который пришёл как паломник, чтобы посетить Гроб Господень, Голгофу, Вифлеем, и многие другие объекты Святой Земли. Свято-Николаевская греческая православная церковь находится на месте его пещеры в Бейт-Джале, где сегодня есть бесчисленные истории о Николае, все ещё передаваемые от старших младшему поколению. Текст, написанный его собственной рукой, ещё находится на попечении греческого православного патриарха Иерусалима. В 317 году он вернулся в Малую Азию и вскоре был освящён епископом в Майре.
Одна история рассказывает, как во время страшного голода вредоносный мясник заманил трёх детей в дом, и убил, сложив их останки в бочку, планируя продать их как ветчину. Николас, посетив регион, чтобы заботиться о голодных не только увидел ужасное преступление мясника, но и воскресил трёх мальчиков своими молитвами. Другая версия этой истории, возможно, сформировавшаяся около XI века, утверждает, что жертвами мясника были трое путников, которые хотели остаться на ночь. Человек убил несчастных, и его жена посоветовала избавиться от тел, превратив их в мясные пироги. Святой увидел это и вернул людей к жизни.
Согласно другой истории, во время великого голода, который испытал Майра в 311–312, корабль, нагруженный пшеницей для императора Константинополя, находился в порту на якоре. Николай призвал моряков отдать часть зерна, чтобы помочь в трудное время. Матросам сначала не понравилась просьба, потому что груз был взвешен и должен в целости дойти до императора. Только когда Николай обещал им, что они не понесут никакой потери, матросы согласились. По прибытии позже в столицу, они сделали удивительное открытие: вес груза не изменился, хотя пшеницы, оставленной в Майре, хватило на два полных года и даже можно было использовать для посева.
Будучи ещё молодым, Николас последовал примеру своего дяди, настоятеля, совершив паломничество на родину христианства — Святую Землю. Желая спокойного путешествия, Николай отправился на египетском корабле, где другие паломники не знали его. В первую ночь, ему приснился шторм и утром Николай предупредил моряков о стихии и о том, что не нужно бояться и «Бог защитит нас». Почти сразу небо потемнело. Ветер и волны не позволяли держать корабль под контролем. Даже с опущенными парусами моряки боялись за свою жизнь и просили Николаса молиться о безопасности.
Один матрос поднялся на главную мачту затянуть верёвки, но когда возвращался, поскользнулся, упал на палубу и разбился. Вскоре буря успокоилась, но радость матросов была омрачена смертью товарища. Тогда Николас стал молиться о погибшем моряке и он воскрес, «как будто только спал». Человек проснулся без боли, и корабль закончил путешествие благополучно. Затем Николай отправился в своё паломничество в святые места, туда, где ходил Иисус.
Однажды ночью, будучи с семьёй в Иерусалиме, он хотел помолиться в единственном храме, оставшемся там в то время. Это была церковь Зала Тайной Вечери на горе Сион. Когда он достиг тяжёлых, запертых дверей, они открылись сами по себе, позволив войти в церковь. Николас упал на землю в благодарении.
Это означало, что они останутся незамужними и, вероятно, при отсутствии другой занятости, должны сделаться проститутками. Даже если бы этого не случилось, все незамужние женщины в те дни считались падшими. Услышав о бедственном положении девочек, Николай решил помочь им, но, будучи слишком скромным, чтобы сделать это публично (или спасти их от унижения при принятии благотворительности), он отправился в дом под прикрытием ночи и подбросил через окно для каждой девочки по мешочку, заполненному золотыми монетами.
По одной из версий Николас подбрасывал по кошельку три ночи подряд. По другой это происходило в течение нескольких лет в, по мере того, как девочки достигали совершеннолетия. Неизменно, отец решил обнаружить личность своего благодетеля. В одной из версий он сталкивается со святым, и тот говорит, что следует благодарить только Бога. В другой версии, Николас узнаёт о плане бедняка и вместо этого бросает третий мешок в трубу. Вариант заключается в том, что дочь вымыла свои чулки этим вечером и повесила их над углями, чтобы высохнуть, а золотой мешок упал в чулок.
Истории с наиболее вероятной исторической основой — рассказы о Николасе, помогающего девочкам и пришедшему на помощь матросам. Другие, особенно о трёх убитых детях, намного позже дополняют знания о святом. Английский историк Университета Бейлора доктор Адам завершает новую биографию Николаса, основанную на четырёхлетнем исследовании разных источников об этой личности.
Лицо исторического святого
В то время как особое значение реликвий, связанное с паломничеством, заставляло останки большинства святых делиться и расходиться по многочисленным церквям в нескольких странах, Николай необычен тем, что большая часть его костей была сохранена в одном месте: его могила-склеп в Бари. Даже с якобы продолжающимся чудом манны, архиепископия этого города позволила провести исследование костей. В конце 1950-х, во время реставрации часовни, команда учёных-подборщиков сфотографировала и проанализировала содержимое гробницы.
Летом 2005 года отчёт этих измерений был отправлен в судебную лабораторию в Англии. Обзор данных показал, что исторический святой Николай имел 5–6 футов в высоту и сломанный нос. Реставрацию лица произвёл доктор Кэролайн Уилкинсон в Манчестерском университете и его показали в телевизионной программе BBC2 The Real Face из Санта.
Почитание и празднования
Среди греков и итальянцев он является фаворитом моряков, рыбаков, кораблей и парусного спорта. Таким образом, Николай со временем получил статус покровителя нескольких городов-портов. В течение столетий в греческом фольклоре Николас рассматривался как «Властелин моря», часто описываемый учёными как своего рода христианизированная версия Посейдона. В современной Греции он по-прежнему остаётся среди самых узнаваемых святых, а 6 декабря много городов празднуют день их покровителя. Он также является защитником всей Греции и особенно греческого флота.
В Восточной Православной Церкви память святителя Николая отмечается почти каждый четверг года со специальными песнопениями для него, которые находятся в литургической книге, известной как «Октахос».
Вскоре после передачи реликвий святого Николая из Майры в Бари русская версия его Жизни была написана современником этого события. Преданные акафисты и каноны составлены в его честь и часто воспеваются верующими, когда они просят его содействия. Он упоминается в Литургии подготовки и во время всенощного бдения. Во многих церквях есть икона с этим святым, даже если они не названы в честь него.
В средневековой Англии, на приходах в День Святого Николая проводилось торжество «мальчик епископский». В рамках этого праздника юноши выполняли функции священников и правила над своими старейшинами. Сегодня святой Николай по-прежнему считается великим дарителем в нескольких странах Западной и Центральной Европы. Согласно одному источнику, в средневековые времена монахини использовали ночь 6 декабря, чтобы поместить корзины с едой и одеждой анонимно у порога нуждающихся. Согласно другому источнику, 6 декабря каждый моряк или бывший матрос из Низких стран (в то время это было практически всё мужское население) отправлялся в портовые города в церкви. Они участвовали в праздновании дня своего святого покровителя, а на обратном пути останавливались на одной из ярмарок в Николае, чтобы купить продукты и подарки для своих близких. Их они преподнесут на Рождество, а вот небольшие гостинцы ребятам отдаются сразу как переданные святым Николаем. Это, и его чудо о том, что он воскресил трёх убитых мальчиков, сделало Николая святым покровителем детей, а затем и учеников.
Санта-Клаус развился из голландских традиций в отношении Sanctus Nicolaus (Синтерклаас). Когда была основана колония Нового Амстердама, они принесли с собой легенду и традиции Синтерклааса. Говард Г. Хагеман, из Богословской семинарии в Нью-Брансуике, утверждает, что обычай празднования этого дня в Нью-Йорке существовала в ранних поселениях Хадсонской долины. Парк, расположенный в районе, где первоначально жили голландские фермеры, назван в честь святителя Николая Мира.
Иконография
Святой Николай — популярный сюжет, изображаемый на бесчисленных восточно-православных иконах, особенно русских. Его показывают как епископа, одетого в омофоры и держащего Евангелие или в восточной православной митре. Иконографический Николас — пожилой человек с короткой, белой, пушистой бородой и лысеющей головой. В память о чуде, приписываемом по традиции на Никейском соборе, он иногда изображается со Христом над его левым плечом и Богородицей, держащей омофору, над правым. Из-за его покровительства морякам, иногда святой показывается стоящим в лодке или спасающим утопающих матросов.
В римско-католической иконографии Sanctus Nicolaus изображён как епископ, одетый в знаки отличия этого достоинства. Эпизод с приданым отмечен тем, что он держит в руке три кошелька, монеты или золотые шары. В зависимости от того, показан ли он как святой покровитель детей или моряков, его изображения будут заполнены фоном, показывающим, корабли или фигуры, поднимающиеся из деревянного бочонка (воскрешение мальчиков). На средневековых полотнах святой Николай изображён темнокожим. Так он выглядит на картине 1430 годов Бариска Пьетро ди Джованни д’Амброджио, хранящейся в Музее искусств Метрополитен.
Иногда три золотых шара, относящихся к делу приданого, метафорически интерпретируются как апельсины или другие плоды.
В музыке
- Сан-Никола-ди-Бари, оратория, сочинённаяДжованни Боончини (1693).
- Св. Николас, песня для мужского хораЭдварда Перселла (1730).
- Saint Nicolas, Рождество кантатана Бенджамина Бриттена (1948).
- Прибывает святой Николай (Миклавж прихаджа), оперетта в трёх действиях салезианского священника Жерко Гжинчича. Премьера состоялась до Второй мировой войны в Хостеле Союза в Любляне (Словения) с большим успехом.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!