Санта-Клаус также известный как Святой Николай, Крис Крингл или Дед Мороз является легендарной фигурой, происходящей из западной христианской культуры. Он, как говорят, приносит подарки в дома послушных детей в канун Рождества или в его ранние утренние часы. Современный Санта-Клаус вырос из традиций, окружающих исторического святого Николая (греческого епископа четвёртого века и дарителя Мира), британской фигуры Деда Мороза и голландского персонажа Синтерклааса. Некоторые поддерживают идею, что личность Санта-Клауса имеет отношение к германскому богу Водану, связанному с событием языческой середины зимы Дикой Охотой, призрачному шествию по небу.
Дед Мороз обычно изображён как весёлый, с седой бородой человек — иногда в очках — в красной одежде с белым мехом, чёрным кожаным поясом и сапогах. Он носит сумку с подарками для детей. Этот образ стал популярным в Соединённых Штатах и Канаде в XIX веке из-за значительного влияния поэмы 1823 года «Посещение Святого Николая» и политического карикатуриста Томаса Наста.
Говорят, что Санта-Клаус составляет списки детей по всему миру, классифицируя их по поведению, и доставляет подарки — игрушки и конфеты всей хорошо воспитанной ребятне по всему миру и уголь бедным — в ночь сочельника. Он совершает этот подвиг с помощью эльфов, которые делают игрушки в мастерской на Северном полюсе, и его летающих оленей, впряжённых в его сани. Он обычно изображается как живущий на Северном полюсе, и часто его смех звучит как: «Хо-хо-хо».
Предшественники
Содержание
Святой Николай
Святитель Николай был греческим христианским епископом IV века в Мире (Демре) в Ликии, провинции Византийской империи, ныне Турции. Николай славился своими щедрыми подарками для бедных, в частности, он помог трём обедневшим дочерям благочестивого христианина с приданым, чтобы им не пришлось становиться проститутками. Он был очень религиозным с раннего возраста и полностью посвятил свою жизнь христианству. В континентальной Европе, точнее, в Нидерландах, Бельгии, Австрии, Чехии и Германии, святой обычно изображается как бородатый епископ в канонических одеждах.
Мощи Sanctus Nicolaus находятся в Италии. В 1087 году моряки из города Бари совершили экспедицию, чтобы найти гробницу епископа. Реликварий Святого был завоёван итальянскими моряками, и его мощи доставили в Бари, где они находятся по сей день. Базилика построена в том же году, чтобы сохранить останки, и этот район стал местом паломничества для набожных. Матросы из Бари забрали всего лишь половину скелета Николая, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими матросами во время Первого Крестового похода и доставлены в Венецию, где церковь Святого Николая, покровителя моряков, была построена на San Nicolò al Lido. Эту историю подтвердили два важных научных исследования реликвий в Бари и Венеции, которые показали, что кости в двух итальянских городах относятся к одному и тому же скелету. Позднее Николай был канонирован в качестве покровителя многих различных групп, от лучников, матросов и детей до ломбардов. Он также является святым покровителем Амстердама и Москвы.
Эта дата изменилась во время Реформации во многих странах на 24 и 25 числа, а святой Николай превратился в Деда Мороза. Мартин Лютер распространил обычай рождественских подарков в качестве альтернативы предыдущей традиции, чтобы сосредоточить внимание детей на Христе, а не на поклонении святым. Мартин Лютер сначала предложил в качестве дарителя Иисуса, но Николай оказался более популярным в этой роли.
Отец Рождества
Персонаж Отец Рождества восходит к XVI веку в Англии во время правления Генриха VIII. Его изображали как крупного человека в зелёной или алой одежде с мехом. Он олицетворял дух хорошего настроения на Рождество, принося мир, радость, вкусную еду, вино и разгул. Поскольку Англия больше не отмечала праздник святого Николая, празднование Отца Рождества было перенесено на 25 декабря, чтобы совпасть с одним из главных торжеств года. Викторианское празднование включало в себя Деда Мороза как эмблему «хорошего настроения». Его внешний вид был переменным, причём одним из самых известных изображений считается иллюстрация Джона Лича «Призрак рождественского подарка». Дед Мороз показан на ней как большой человек в зелёном пальто, выложенном мехом, который ведёт Скруджа по оживлённым улицам Лондона праздничным утром, разбрызгивая суть Рождества на счастливое население.
Голландский, бельгийский и швейцарский фольклор
В Нидерландах и Бельгии образ Санта-Клауса конкурирует с Синтерклаасом, предполагаемым прародителем Санты. Santa Claus известен как «Керстман», что в переводе с голландского означает «Рождественский человек», и «Перт Ноэль» — «Дед Мороз» — на французском. Но для детей в Нидерландах Sinterklaas остаётся основным персонажем; 36% голландцев получают подарки только на День Синтерклааса, 6 декабря, тогда как на Рождество всего 21%. Около 26% голландского населения считают актуальными для вручения и получения подарков оба этих дня. В Синтерклаас они предлагаются исключительно детям, тогда как в Рождество люди любого возраста могут получить подарки. Помощник Синтерклааса называется Zwarte Pieten, на голландском языке, или «Pères Fouettard» — на французском. Это — не эльфы, а антиподы доброго персонажа. В Швейцарии Пёр Фуетард сопровождает Папу Ноэля во франкоязычных областях, а зловещий Шмутцли появляется вместе с Самиклаусом в немецких регионах Швейцарии. Шмуцли несёт тряпичную метлу, чтобы отшлёпать непослушных детей.
Германское язычество, Водан и христианизация
Древние германские народы, в том числе англичане, отмечали событие, называемое Юле (древнеанглийская геола или джиули). С христианизацией германской Европы многочисленные традиции празднования Юлетида были поглощены современным Рождеством. В этот период считалось, что увеличивается количество сверхъестественных явлений, таких как, например, Дикая Охота, призрачная процессия в небе. Лидером её засвидетельствован бог Водан (норвежский Один). Его также называли Юльнир, что означает «фигура Юля» и Лангбардр — «длинная борода», в древнескандинавском стиле.
Роль Водана в период Юлетида была теоретизирована как повлиявшая на концепции святого Николая в разных аспектах, включая его длинную белую бороду и его серую лошадь для ночных прогулок или северного оленя в американской традиции. Фольклорист Маргарет Бейкер утверждает, что «появление Деда Мороза, чей день — 25 декабря, во многом обязано Одину, северному герою, с белоснежной бородой, который ехал по полуночному небу на восьмиконечном коньке Слейпнир, посетив людей с подарками. Один, превращённый в Деда Мороза, а затем Санта-Клауса, стал ведущим игроком на праздничной сцене».
История
Происхождение
Предсовременные представления дарителя из истории Церкви и фольклора, в частности Святого Николая (известного на голландском языке как Синтерклаас), слились с английским характером Деда Мороза, чтобы создать персонаж, известный американцам и остальной части англоязычного мира, как «Санта-Клаус» (фонетический вывод Sinterklaas).
В английских и более поздних колониях Северной Америки, а затем в Соединенных Штатах британская и голландская версии дарителя пошли дальше. Например, в книге Ирвинга «История Нью — Йорка» (1809), Sinterklaas, имя которого используется в американской прессе в 1773 году, трансформируется в Санта — Клауса. Он потерял одежду своего епископа, и был первоначально изображён как толстый матрос с трубкой в зеленом зимнем пальто. Книга Ирвинга была памфлетом голландской культуры в Нью-Йорке, и большая часть этого портрета — его шутливое изобретение.
19 век
В 1821 в Нью-Йорке опубликована книга «Новогодний подарок маленьким от пяти до двенадцати». В ней было анонимное стихотворение, описывающее Сантеклауса на оленьих упряжках, приносящего подарки детям. Некоторые современные идеи Санта-Клауса, казалось бы, стали канонами после анонимной публикации стихотворения «Посещение святого Николая» (более известного сегодня как «Ночь перед Рождеством»). Клемент Кларк Мур позже назвал себя его автором, хотя некоторые учёные утверждают, что им на самом деле был Генри Ливингстон младший. Св. Ник описывается как «пухлый и весёлый старый эльф с маленьким круглым животом», который «дрожал, как чашечка желе, когда он смеялся». «Крошечная упряжка» все ещё указывает на то, что персонаж был маленьким. Его миниатюрных оленей звали Dasher, Dancer, Prancer, Vixen, Комета, Купидон, Dunder и Blixem. Последние два имени произошли от старых голландских слов, обозначающих гром и молнию. Впоследствии они были изменены на более созвучные Доннер и Blitzen.
К 1845 году «Крис Крингл» являлся распространённым вариантом Санты в некоторых частях США. Статья в журнале из 1853 года, описывающая американские рождественские обычаи британским читателям, поведала о детях, которые вешали свои чулки в Сочельник для «сказочного персонажа», чьё имя варьируется: в Пенсильвании его обычно называют «Кришкинкле», а в Нью-Йорке — Св. Николай или Санта-Клаус. Автор полностью цитирует стихотворение Мура, говоря, что его описания относятся и к Кришкинкле.
По прошествии нескольких лет, Санта Клаус развился в популярной культуре как большой, тяжеловесный человек. Одним из первых художников, которые определили современный образ Санта-Клауса, был Томас Наст, американский карикатурист XIX века. В 1863 году в Harper’s Weekly появился портрет Санты, нарисованный Настом.
Художник запечатлел Санта-Клауса на иллюстрации к выпуску Harper’s Weekly от 3 января 1863 года. У него была одежда цвета американского флага и эмблема с надписью «Джефф», в контексте Гражданской войны. Рассказ о том, что Санта-Клаус живёт на Северном полюсе также может быть созданием Наста. Его рождественский образ в постановке Харпера от 29 декабря 1866 года представлял собой коллаж с гравюрами под названием «Санта-Клаус и его произведения», в который входила надпись «Санта-Клаусвиль, НП». К цветной коллекции картин Наста, опубликованной в 1869 году, Джорджем П. Вебстером было написано также стихотворение «Санта-Клаус и его произведения», в котором говорится, что его дом находится «на Северном полюсе, во льдах и снегах». Сказка стала известна к 1870 годам. Мальчик из Колорадо, написавший в журнал «Детский сад» в конце 1874, заявил: «Если бы мы не жили так далеко от Северного полюса, я бы попросил Санта-Клауса принести осла».
«Есть ли Санта-Клаус?» было название редакционной статьи, появившейся в издании от 21 сентября 1897 года «The New York Sun». Знаменитый ответ, вошедший в неё — «Да, в Вирджинии, есть Санта-Клаус» — явился неизгладимой частью популярного рождественского наследия в Соединённых Штатах и Канаде.
20 век
Л. Фрэнк Баумт в детской книге 1902 года «Жизнь и приключения Санта-Клауса» популяризировал этого персонажа. В то время большая часть мифов нём ещё не были устоявшимися, в результате чего автор представил Неклауса (Маленький) как героя с домиком в Смеющейся Долине Хохахо и десятью оленями, которые не умели летать, но передвигались огромными прыжками. Персонаж заработал титул Санта (святой). У Клауса было счастливое детство среди бессмертных. Когда Ак Мастер Вудман, подвергает его нищете и бедности во внешнем мире, герой стремится найти способ принести радость в жизнь всех детей и в итоге изобретает игрушки как основное средство. Позднее Санта появляется в «Дороге в Оз» в качестве почётного гостя на вечеринке по случаю дня рождения Озмы. Она называет его известным и любимым всеми: «Он самый могущественный и верный друг детей, Его Высочество — Дед Мороз».
Изображения Санта-Клауса были ещё более популяризированы благодаря описанию его Хэддоном Сундблом для рождественской рекламы Coca-Cola в 1930 годах. Популярность изображения породила городские легенды, что Санта-Клаус был изобретён этой компанией или Санта носит красный и белый цвета, так как они являются брендовыми для этой фирмы. Исторически сложилось, что Coca-Cola не была первой компанией по производству безалкогольных напитков, которая использовала современный образ Санта-Клауса в своей рекламе. White Rock Beverages уже опирались на красно-белого Санту при продаже минеральной воды в 1915 году, а затем в рекламе рыжего эля в 1923-м. И также Санта-клаус появлялся в красно-белой одежде, по существу, в его нынешней форме, на обложках журнала Puck в первые несколько лет XX века.
Образ Санта-Клауса как положительного персонажа связывали с благотворительностью, особенно такими организациями, как Армия спасения. Добровольцы, одетые как Санта-Клаус, как правило, собирали средства для помощи нуждающимся семьям в рождественское время.
На некоторых изображениях начала XX века Санта изображался как персонаж, делающий свои игрушки вручную в небольшой мастерской, как ремесленник. В конце концов, появилась идея, что у него было множество эльфов, ответственных за эту работу, но игрушки все ещё изготавливались вручную традиционным образом.
Популярная песня 1956 года Джорджа Мелакрино Mrs. Santa Claus и детская книжка «Как миссис Санта-Клаус спасла Рождество» Филлис МакГинли помогли стандартизировать и установить характер и роль жены популярного персонажа в воображении людей.
В 1948 году вышел роман Сивури Куинн «Дороги», где, на основе легенд, рассказывается о Санте и происхождении Рождества. Другими современными источниками, дополняющими эти истории, является песня Gene Autry, написанная Монтгомери Уорд.
В популярной культуре
К концу XX века массовое механизированное производство всё больше входило в жизнь людей на Западе. В начале XX века эльфов стали показывать работающими на сборочных линиях по производству игрушек. Этот сдвиг отразился на современном изображении резиденции Санта-Клауса — теперь она часто с юмором изображается как полностью механизированное предприятие, оснащённое новейшими технологиями производства и контролируемое эльфами, Сантой и его женой в качестве руководителей или менеджеров. Выдержка из статьи 2004 года торгового журнала по цепочке поставок точно иллюстрирует это изображение:
«Главный распределительный центр Санты — это зрелище. Он занимает 4 000 000 квадратных футов (370 000 м 2) это один из крупнейших в мире объектов. Разумеется, для контроля такого комплекса необходима система управления складом в реальном времени (WMS). Объект широко использует чередование задач, буквально объединяя десятки операций — посадку, пополнение, сбор заказов, загрузку саней, подсчёт циклов — в динамической очереди. Эльфы были на инженерии стандартов и стимулов в течение трёх лет, что привело к увеличению производительности на 12%. WMS и транспортная система полностью интегрированы, позволяя (эльфам) принимать оптимальные решения, которые балансируют сбор заказов, загрузку, перевозку и другие операции. Санта фактически должен использовать множество саней и своих поддельных двойников, чтобы выполнить необходимую работу в канун Рождества, а система управления транспортом (TMS) оптимально построила тысячи консолидированных мешков, которые максимизируют использование куба и минимизируют общие воздушные мили».
Многие телевизионные ролики, комиксы и другие СМИ изображают это как своего рода юмористический бизнес, причём эльфы Санта-Клауса иногда ведут себя как недовольная рабочая сила. Они озорничают и устраивают разные шалости, направленные на их босса. Например, в графстве Блум с 15 по 24 декабря 1981 года Санта отверг требования PETCO (Профессиональные эльфы по изготовлению игрушек и ремесленной организации), которые хотели повышения заработной платы и горячей ванны в раздевалке. Когда эльфы начали забастовку, вмешивается президент Рейган и оглушает помощников Санты предложением заменить их неработающими диспетчерами воздушного движения (очевидная ссылка на забастовку 1981 года), что привело к бунту, причём Санта оскорблял их унизительными словами, называя северными оленями. В эпизоде «Сопрано» «Чтобы спасти нас всех от власти сатаны», Поли Гуальтьери говорит: «Раньше думал, что Санта и миссис Клаус управляют потогонной машиной … Первоначально эльфы были уродливыми и путешествовали с Santa Claus, чтобы наказывать плохих детей, и давать игрушки хорошим».
В Кыргызстане горный пик был назван в честь Санта-Клауса, после того, как шведская компания предложила, чтобы он стал более эффективным отправным местом для путешествий по всему миру, чем Лапландия. В столице Кыргызстана 30 декабря 2007 в Бишкеке состоялся Фестиваль Санта-Клауса с участием государственных служащих. 2008 был официально объявлен Годом Деда Мороза в стране. Эти события рассматриваются как шаги по активизации туризма в Кыргызстане.
Guinness World Record зафиксировала рекордное количество Санта — Клаусов на сборе в Триссуре, Керала, Индия. 27 декабря 2014 года там собралось 18,112 Дедов Морозов, что превысило прошлый рекорд Дерри Сити, Северная Ирландия. 9 сентября 2007-го в общей сложности 12 965 человек нарядились помощниками Санта-Клауса и побили рекорд (3921), который был установлен во время мероприятия Санта-Дэш в Ливерпульском центре города в 2005-м. Сбор Дедов Морозов в 2009 г. в Бухаресте, Румыния попытался побить мировой рекорд, но потерпел неудачу. В нём насчитали только 3939 участника.
Традиции и ритуалы
Дымовая традиция
Обычай Санты-Клауса попадать в жилище через дымоход разделяют многие европейцы. В дохристианской норвежской традиции Один часто проникал через трубу в день солнцестояния. В итальянских легендах ведьма Бефана, приносящая подарки детям, по этой же причине постоянно покрыта сажей после своих путешествий. В рассказе о Святителе Николае говорилось, что он бросил монеты через окно, но по более поздней версии — опустил в дымоход. На картине голландского художника Яна Стьена «Праздник святого Николая», взрослые и малыши с изумлением смотрят на дымоход, а другие дети рассматривают свои игрушками. Очаг был священным в примитивной вере как источник блаженства и люди считали, что эльфы и феи приносят подарки в дом через этот портал. Проникновение Санта-Клауса в канун Рождества через дымоход стало частью американской традиции через стихотворение «Посещение святого Николая», где автор описал его как эльфа.
Рождественские ритуалы
В Соединённых Штатах и Канаде дети традиционно оставляют Санте стакан молока и тарелку печенья. В Британии и Австралии ему иногда дают херес или пиво, или вместо них — фаршированные пироги. В Дании, Норвегии и Швеции дети часто оставляют для любимого персонажа рисовую кашу с коричневым сахаром. В Ирландии популярно давать ему Гиннесс или молоко, вместе с рождественским пудингом или пирогами из фарша.
В Венгрии святой Николай (Микулас) приходит в ночь на 5 декабря, и дети получают от него гостинцы на следующее утро. Это могут быть сладости в сумке, если они вели себя хорошо. Непослушным достаётся золотистый берёзовый выключатель. В канун Рождества приходит «Маленький Иисус» и приносит подарки каждому.
В Словении святой Николай (Миклавж) также одаривает хороших детей накануне 6 декабря. Božiček (Christmas Man) посещает дома перед Рождеством, а Дедек Мраз (Дед Мороз) в ночь под Новый год.
Британцы, австралийцы, ирландцы, канадцы и американцы оставляют морковку для оленей Санта-Клауса, и считается, что если они не были послушными, то найдут кусок угля в своих чулках, хотя фактически такая практика теперь считается архаичной. Дети, следуя голландскому обычаю, оставляют сено и морковь для лошади sinterklaas в обуви перед сном. На следующее утро обнаруживают вместо них подарок: часто это фигурка из марципана. Плохие дети раньше получали косулю (пучок палочек) вместо конфет, но эта практика сейчас прекращена.
Другие ритуалы рождественской ёлки в Соединённых Штатах включают чтение «Посещение Святого Николая» или ещё какую-нибудь историю о Санта-Клаусе, просмотр Рождества по телевидению или анимационных программ о нём, например, таких как Rudolph the Red-Nosed Oindeer, и многих других, и песни — «Here Comes Santa Claus» и «Up on the House Top». Перед сном существуют определённые ритуалы для детей: развешивание чулок на каминной полке или в другом месте, где Санта не может их не заметить, заглядывание в дымоход (в домах с камином), рассматривание небес за окном, чтобы увидеть сани Санта-Клауса, открывание наружной двери.
Хо-хо-хо
Хо-хо-хо — это то, как на многих языках смеётся Санта-Клаус. «Хо-хо, хо! С Рождеством!» Это текстовое исполнение определённого типа смеха, наиболее связанного сегодня с Дедом Морозом и Рождеством.
Дом Санты
Дом Санта-Клауса традиционно включает в себя резиденцию и мастерскую, где он создаёт — часто с помощью эльфов или других сверхъестественных существ — подарки, которые потом доставляет детям на Рождество. В некоторых историях и легендах есть деревня, населённая его помощниками, окружающая его дом и магазин.
В американских традициях Санта живёт на Северном полюсе, который, находится в канадской юрисдикции с почтовым кодом H0H 0H0 (ссылка на примечательное высказывание Санты, хотя индексы, начинающиеся с H, обычно зарезервированы для острова Монреаль в Квебеке). 23 декабря 2008 года Джейсон Кенни, министр иммиграции и мультикультурализма Канады, официально присвоил статус гражданства Санта-Клаусу. «Правительство желает, чтобы Санта был самым лучшим в своих обязанностях по поводу Рождества и сообщает, что когда поездка по всему миру завершится, у него, как у гражданина этой страны, есть автоматическое право повторно въехать в сюда». — сказал Кенни в официальном заявлении.
Каждая скандинавская страна пытается доказать, что резиденция Санта-Клауса находится на их территории. Норвегия считает, что он живёт в Дребаке. В Дании говорят, что дом Санты в Гренландии (около Уумманнака). В Шведском городе Мора есть тематический парк под названием Tomteland. Национальный почтовый терминал Томтебода в Стокгольме получает детские письма для Деда Мороза. В Финляндии Корватунтури уже давно известен как дом Санта-Клауса, а недалеко от Рованиеми есть Санта-Клаус-Виллидж и Санта-Парк. В Беларуси резиденция Деда Мороза находится в Беловежской пуще.
Парады, универмаги и торговые центры
Санта-Клаус появляется за несколько недель до Рождества в универмагах или торговых центрах или на вечеринках. Практика этого была начата с Джеймса Эдгара. Он первый начал делать это в 1890 году в его Brockton, Массачусетс универмаге. Санту играет актёр, у которого есть помощники (часто сотрудники торгового центра), одетые как эльфы или персонажи, связанные с Рождеством. Функция Санта-Клауса заключается в том, чтобы увеличивать престиж магазина, раздавая небольшие подарки детям или слушая их список желаний, когда они сидят на колене (практика, которую сейчас рассматривают некоторые организации в Великобритании и Швейцарии). Иногда ребёнка фотографируют. Съёмки с Санта-Клаусом — это ритуал, который восходит как минимум к 1918 году.
Зона, созданная для этой цели, празднично оформлена, обычно с большим троном, и называется по-разному: «Санта-грот», «Семинар Санта-Клауса» или аналогичным термином. В Соединённых Штатах самым примечательным является Санта в магазине флагмана Macy’s в Нью-Йорке — он прибывает на санях с Парада, посвящённого Дню благодарения, и его зона занимает целый этаж в магазине. Санта-Клаус Мейси в Нью-Йорке часто считается настоящим Санта. Это было популяризировано фильмом «Чудо на 34-й улице» 1947 года главным героем которого является Крис Крингл. Эссеист Дэвид Седарис известен сатирическими дневниками Санталенда он продолжал работать как эльф в Macy’s, который был превращён в знаменитый радиосегмент.
В Канадских торговых центрах Oxford Properties был придуман процесс, с помощью которого дети-аутисты могли бы посетить Санта-Клауса без необходимости находиться в толпе. Торговые центры открываются рано, чтобы разрешить въезд только семьям с детьми-аутистами. Для них предусмотрен частный визит с Дедом Морозом. В 2012 году Southcentre Mall в Калгари впервые предложил эту услугу.
В некоторых школах дают инструкции о том, как стать Дедом Морозом. Например, детский телевизионный продюсер Джонатан Миат учился в Международной школе Санта-Клауса и получил степень Магистра в 2006 году. Это стало второй карьерой, а после появления в парадах и торговых центрах он появился на обложке американского ежемесячного журнала Boston. Есть ассоциации, члены, которых изображают Санту, например, г-н Миат, участник совета международной организации под названием «Братский орден настоящих бородатых дедов».
Письмо Санте
Написание писем Санта-Клаусу уже много лет является рождественской традицией для детей. Они обычно содержат перечень пожеланий, игрушек и уверения в хорошем поведении. Некоторые социологи обнаружили, что типы посланий различаются в зависимости от пола. Для девочек обычно характерны более длинные и вежливые списки и они больше выражают природу Рождества, чем у мальчиков. И также девочки чаще просят подарки для других людей.
Написание таких сообщений имеет образовательные преимущества по распространению грамотности, компьютерной в том числе. Это первый опыт переписки. Составляя и отправляя такие послания с помощью родителя или учителя, дети узнают о структуре письма, приветствиях и использовании адреса и индекса.
Согласно исследованию за 2007 год, Почтовая служба Соединённых Штатов (USPS) имеет самую старую отправку посланий с помощью электронной почты в системе. В Нью-Йорке в 1912 году было опубликовано письмо с просьбой о поддержке USPS Санта-Клауса из исторического отделения Джеймса Фарли, а с 1940 года оно называется «Операция Санта», чтобы гарантировать, что эти послания принимаются благотворительными организациями, крупными корпорациями, местным бизнесом и отдельными лицами, для воплощения в жизнь детской мечты. Тем, кто найдёт праздничный штемпель Северного полюса через USPS, предлагается отправить своё письмо от Санта или поздравительную открытку до 10 декабря по адресу: «Северный полюс», Postmaster, 4141 Postmark Dr, Anchorage, AK 99530–9998.
В 2006 году, согласно исследованию почтовая служба Франции получила больше писем для Санта-Клауса или «Пёр-ноэль», чем все другие. Более 1 200 000 посланий отправленных из 126 стран. В 2007 году потребовались специально нанятые люди, чтобы ответить на огромный объем почты, приходящей из России для Деда Мороза.
Другая интересная информация по обработке писем Санта-Клаусу, согласно исследованию и обзору национальных операций ВПС за 2007 год, такова:
- Страны, чьи почтовые операторы отвечают на письма Санта и другие данные о праздничных днях в конце года, а также количество писем, полученных в 2006 г.: Германия (500 000), Австралия (117 000), Австрия (6 000), Болгария (500), Канада (1 060 000), Испания (232 000); Соединённые Штаты (нет цифры, поскольку статистика не поддерживается централизованно), Финляндия (750 000), Франция (1 220 000), Ирландия (100 000); Новая Зеландия (110 000), Португалия (255 000–300 000), Словакия (85 000), Швеция (150 000), Швейцария (17 863), Украина (5 019), Соединённое Королевство (750 000).
- В 2006 году национальная почтовая служба Финляндии получила письма из 150 стран (представляющих 90% присланных сообщений), Франции — из 126 государств, Германия — из 80 и Словакия — из 20.
- Canada Post в 2007 году ответила на письма на 26 языках и Немецкая — на 16.
- Ряд операторов позволяют отправлять электронные сообщения, на которые отвечает физическая почта. Тем не менее Санта по-прежнему получает гораздо больше реальных писем, а не электронных, это доказывает, что дети все ещё предпочитают писать свои обращения. Национальные почтовые операторы Франции, Канады и Новой Зеландии, дающие возможность использовать онлайн-форму в интернете (с или без обратного адреса электронной почты) и получить ответ, предлагают онлайн веб-форму запроса на английском, французском языке или обеих сразу. Во Франции к 6 декабря 2010 года группа из 60 эльфов ответила на 80 000 электронных и более 500 000 физических писем.
У Canada Post есть специальный почтовый код для посланий Санта-Клаусу, а с 1982 года более 13 000 операторов вызвались написать ответы. Его адрес: Северный полюс, Канада, H0H 0H0. никакая оплата не требуется. Этот индекс, в котором нули используются для «O», согласуется с переменным буквенным форматом всех канадских почтовых кодов. Иногда благотворительные организации отвечают на письма из бедных общин или детских больниц и дают им то, что они иначе не получат. С 2002 по 2014 г. г. программа ответила в общей сложности на 24,7 миллиона писем. По состоянию на 2015 г. она реагирует примерно на 1,5 мл сообщений в год, на более чем 30 языках, включая Брайля.
В Британии для некоторых было традиционно сжечь рождественские буквы на костре, чтобы они были волшебным образом перенесены ветром на Северный полюс. Однако это оказалось менее эффективным, чем использование обычной почтовой службы, и эта традиция вымирает в наше время, особенно когда остаётся всё меньше домов с открытыми каминами. Согласно веб-сайту Royal Mail, адрес Деда Мороза для писем от британских детей: Грот Санта-Клауса, Рейндерленд, XM; 5HQ.
В Мексике и других странах Латинской Америки, помимо использования почты, иногда дети цепляют свои письма на маленькие гелевые воздушные шарики, выпуская их в воздух, и Санта волшебным образом получает послания.
В 2010 году бразильская национальная почтовая служба «Коррейос» сформировала партнерские отношения с государственными школами и социальными учреждениями, чтобы побуждать детей писать письма и использовать почтовые индексы и марки. В 2009 году «Коррейос» ответила почти на два миллиона детских писем и распространила праздничные приветствия, пожертвовав 414 000 рождественских подарков некоторым из самых нуждающихся граждан Бразилии.
На протяжении многих лет финский Санта-Клаус (oulupukki или Yule Goat) получил почти восемь миллионов писем. Он получает обычно свыше 600 000 посланий за сезон из более чем 198 разных стран, причём самой последней, добавленной в список стала республика Того. Дети из Великобритании, Польши и Японии являются самыми активными авторами. Финский Оulupukki живёт в Корватунтури, однако, письма для него нужно отсылать в Рованиеми. Адрес: Главное почтовое отделение Санта-Клауса, FIN-96930 Полярный круг. Система приветствует 300 000 посетителей в год, из них 70 000 только в декабре.
Пример такого кооперативного объединения — Деревня Санта-Клауса в Рованиеми и Пекинское международное почтовое отделение КНДР. Оно даёт возможность детям получать марки и поздравительные открытки от Санты в посольстве Финляндии в Китае. Родители могут заказать персонализированное «Санта-письмо» для отправки своему ребёнку, часто со штемпелем Северного полюса. Рынок «Санта-письма» обычно полагается на интернет как средство для заказа таких писем, а не на розничные магазины.
Критика
Оппозиция при государственном атеизме
Марксистско-ленинской доктриной государственного атеизма в Советском Союзе как результат антирелигиозной кампании были запрещены рождественские праздники — наряду с другими церковными. Лига воинствующих безбожников призвала школьников к кампании против рождественских традиций, среди них оказались Санта — Клаус и ёлки, а также другие христианские торжества, включая Пасху. Вместо них (как замена) устанавливались государственные антирелигиозные праздники.
Споры об обмане детей
Различные психологи и исследователи боролись с тем, как родители сговариваются, чтобы убедить малышей в существовании Деда Мороза и задались вопросом, могут ли дети критически оценивать реальные факты, и можно ли подорвать их убеждение в существовании какого-либо воображаемого персонажа. Например, профессор психологии Университета Техаса Жаклин Вулли провёл исследование, которое, напротив, даёт понять: дети, по-видимому, компетентны в использовании логики, доказательств и сравнительных рассуждений, даже если они могут заключить, что Санта-Клаус или другие причудливые существа реальны.
Есть и ещё твёрдые доказательства: половина съеденного печенья и пустые молочные стаканы на дереве в рождественское утро. Другими словами, дети делают большую работу по научной оценке Санты, а родители — по их обману.
Жаклин Вулли
Вулли полагал, что это, пожалуй, «общность со взрослым миром», заставляет детей не сердиться на то, что их долгое время обманывали. Однако критика этой лжи заключается не в том, что это неправда, а сложная серия очень большого обмана. Считается, что неэтично, чтобы родители лгали без уважительной причины и это препятствует здоровому скептицизму у подрастающего поколения. Не видя пользы в основе лжи, некоторые обвиняли родителей. Например, писатель Остин Клайн задал вопрос: «Разве не возможно, чтобы дети получили удовольствие, зная, что родители несут ответственность за Рождество, а не сверхъестественный незнакомец?»
Другие, однако, не видят никакого вредав том, что дети верят в Санта-Клауса. Психолог Тамар Мурахвер сказал, что, поскольку это культурная, а не родительская, ложь, она не подрывает доверие. Новозеландские скептики также не видят никакого вреда в том, что взрослые говорят своим детям о существовании Санты. Пресс-секретарь Вики Хайд сказал: «Это был бы несерьёзный родитель, который действительно нахмурился на невинные радости культурного наследия детей. Мы спасаем наши бахманы за то, что эксплуатируем уязвимых».
Доктор Джон Кондри из Корнелльского университета опросил более чем 500 детей для изучения проблемы и обнаружил следующее: ни один из них не сердится на своих родителей, за то, что они представили Санта-Клауса как реально существующего. По словам доктора Кондри, «наиболее распространённым ответом на выяснение правды было то, что они почувствовали себя старше и более зрелыми, и теперь знали то, чего нет у маленьких».
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!